Рак яичника является онкогинекологическим заболеванием, которое имеет наиболее высокие показатели летальности, несмотря на то что рак шейки матки и эндометрия характеризуется большей частотой встречаемости. Отчасти это связано со скудной клинической симптоматикой и вследствие этого более поздним установлением диагноза.
Предполагалось, что ЦДК сможет решить проблему диагностики рака яичников на ранних стадиях, однако на сегодняшний день с помощью данной методики выявлено лишь около 50 случаев заболевания в I стадии развития. Большинство этих опухолей было выявлено благодаря обнаружению в них низкорезистентного кровотока.
Достаточно логично предполагать. что неоваскуляризация опухоли наиболее отчетливо проявляется в фазе быстрого роста, что, таким образом, делает возможным ее успешное выявление.
Для диагностики на более поздних стадиях развития процесса обычно оказывается достаточно оценки эхографической морфологии новообразования. Типичная ультразвуковая картина при этом будет характеризоваться наличием асцита и большой по размеру опухоли с солидными компонентами, которая будет выполнять малый таз и в ряде случаев выходить за его пределы в брюшную полость. Использование цветовой допплерографии в подобных ситуациях не приносит существенной диагностической пользы.
Точность ЦДК при раке яичников I стадии превышает таковую для показателей уровня СА-125 в плазме крови. Его использование в качестве дополнения к трансвагинальному обследованию имеет большую клиническую значимость при наблюдении за пациентками из группы высокого риска.
Уровни опухолеассоциированного маркера СА-125 при I стадии рака повышаются в 30-50% и более чем в 80% случаев при III и IV стадиях. Именно низкая чувствительность теста СА-125 на ранних стадиях онкологических заболеваниий яичников препятствует использованию его показателей в качестве скринингового метода.
ЦДК. возможно, наиболее точно позволяет обнаруживать быстрорастущие опухоли, размер которых достиг «критической» массы, когда начинает возникать ее активная васкуляризация. Однако в ряде ситуаций могут быть получены ложноотрицательные результаты, когда размер неоплазии еще слишком мал или имеется ее невысокая васкуляризация, или возникают некротические изменения тканей опухоли, рост которой опережает рост новообразованных сосудов. При большом размере образований, для того чтобы выявить зону с низкорезистентным кровотоком, необходимо обследовать несколько различных областей.
Это необходимо для выявления патологических сосудов. особенно в центрально расположенных участках и в папиллярных разрастаниях. Особый интерес это может представлять для тех эпителиальных опухолей, которые имеют низкую потенцию к озлокачествлению. Применение допплерографии позволяет обнаруживать зоны с низким сосудистым сопротивлением в образованиях, имеющих вид доброкачественных, по данным эхографической морфологии, и, таким образом, заподозрить наличие злокачественных изменений.
Одной из наибольших по числу наблюдений, связанных с диагностикой рака яичников I стадии с помощью трансвагинального ЦДК, является работа А. Kurjak et al. которые осуществили раннее выявление 18 случаев заболевания. В 4 из них рак был обнаружен у женщин, не имевших никакой специфической симптоматики, а яичники были морфологически не изменены или содержали однокамерную кисту.
При ретроспективном анализе этих 18 наблюдений оказалось, что был пропущен один случай рака яичника la стадии и один случай стадии lb. Как уже упоминалось, мировой опыт обнаружения рака яичника I стадии составляет на сегодняшний день всего около 50 наблюдений. В настоящее время для определения диагностической эффективности методов, обеспечивающих визуализацию кровотока, необходимы дальнейшие исследования, в частности в области применения трансвагинального ЦДК, а также еще более современного метода исследования сосудов - энергетического доп-плеровского картирования.
До настоящего времени не существует окончательно определенных критериев пограничных значений показателей сосудистого сопротивления, которые позволяли бы достоверно дифференцировать доброкачественные и злокачественные изменения. Часть причин возникающих несоответствий между результатами различных авторов может быть объяснена отличиями в методиках обследования, связанных с чувствительностью ультразвуковой аппаратуры, другие могут обусловливаться разнородностью гистологических типов исследуемых опухолей. Кроме того, остается нерешенным вопрос, какие именно сосуды необходимо обследовать в зависимости от стадии развития опухоли.
В большинстве публикаций отмечается, что точность оценки опухоли по ее эхографической структуре может быть сопоставима с результатами, получаемыми с помощью ЦДК, или даже превышать их. Таким образом, необходимо проведение дальнейших исследований, касающихся использования как цветового, так и энергетического допплеровского картирования, прежде чем эти методики смогут широко использоваться в дифференциальной диагностике.