Не секрет, что среди методов лечения новообразований прямой кишки на первом месте стоит хирургическое. Но, к сожалению, оно возможно лишь на первых стадиях заболевания, когда опухоль не выходит за пределы стенки прямой кишки.
И только в том случае, когда нет метастазов в соседние органы и тяжелой сопутствующей патологии, операция проводится.
При невозможности хирургического лечения на IV стадии пациентам назначают химио-, лучевую или химиолучевую терапию. Химиотерапия при раке прямой кишки успешно применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Вот несколько режимов химиотерапевтического лечения:
- Неоадъювантный. используется редко, терапия проводится до оперативного лечения для уменьшения размеров первичной опухоли, замедления ее роста.
- Адъювантный (дополнительный): послеоперационная терапия направлена на уничтожение оставшихся опухолевых клеток и микрометастазов, образовавшихся во время операции.
- Лечебный. химиотерапия проводится, при невозможности оперативного лечения.
Общие сведения о химиотерапии рака прямой кишки
Курс химиотерапии рака прямой кишки проводится под наблюдением опытного врача — онколога — химиотерапевта. Именно химиотерапевт подбирает необходимую схему лечения, рассчитывает дозы препаратов, а также решает, где начинать лечение – в специализированном онкологическом стационаре или в лечебном учреждении по месту жительства.
Первый курс обычно проводят в круглосуточном стационаре онкодиспансера, где лечащий врач следит за состоянием здоровья пациента во время лечения, контролирует показатели его крови. Количество курсов химиотерапии, их продолжительность определяется схемой химиотерапии и зависит от стадии опухолевого заболевания и состояния здоровья пациента. Вводиться цитостатики могут внутривенно, что чаще всего, или перорально (через рот).
Поступление препаратов может осуществляться ежедневно в течение 1 –3, 5 дней болюсно (струйно) или капельно. После перерыва в 21 день курс химиотерапии повторяется.
Химиолучевая терапия рака прямой кишки
Лучевая терапия играет не последнюю роль в лечении рака прямой кишки. Выявлено, что ее проведение в послеоперационном периоде в сочетании с химиотерапией достоверно улучшает выживаемость больных.
Также есть доказательства, что химиолучевое лечение, проведенное до операции, улучшает локорегиональный контроль (размытые границы, характерные для злокачественной опухоли, делает четче), приостанавливает рост опухоли, что позволяет провести органосохраняющее удаление новообразования. В связи с этим, были разработаны стандарты лечения, согласно которым до операции проводится химиолучевая терапия с длительными инфузиями препарата 5-фторурацила, а после – химиотерапия.
Препараты химиотерапии рака прямой кишки
Среди множества групп противоопухолевых препаратов, всего две нашли активное применение в лечении рака прямой кишки.
1. Фторпиримидины — химические соединения, действие которых заключается в подавлении ферментов, участвующих в синтезе пиримидиновых оснований нуклеиновых кислот. В результате чего ДНК и РНК опухолевых клеток становятся «дырявыми», и клетки перестают размножаться. Представителями данной группы лекарств являются:
- 5 – фторурацил – лекарство с богатой историей, одним из первых проник в процедурные кабинеты химиотерапевтичских отделений. С 80х годов им успешно лечат онкологические заболевания желудочнокишечного тракта. Вводят его внутривенно капельно или струйно. Используют как в режиме монотерапии, так и в сочетании с другими препаратами.
- Капецитабин (кселода) – относительно новое таблетированное лекарство, начинает действовать, лишь попадая в клетки опухоли. Там он превращается в активный 5-фторурацил и провоцирует гибель клетки. Также может приниматься в монорежиме и в составе полихимиотерапии.
2. Комплексные соединения платины. противоопухолевый препараты широкого спектра действия препятствуют расхождению спиралей ДНК, «сшивая» их между собой. Существует 3 поколения препаратов, но в лечении рака прямой кишки наибольшее значение приобрел цитостатик последней градации — оксалиплатин.
Лечение рака прямой кишки по стадиям
Заболевание прямой кишки на первой стадии лечится исключительно хирургическим путем. При этом объем операции зависит от размеров, гистологических особенностей и степени инвазии (прорастания) опухоли в стенку кишки.
Так, если новообразование до 3 см в диаметре, подвижное, занимает не более 35% окружности кишки и представлено умеренно- или высокодифференцированной аденокарциномой возможно выполнение трансанальной эндоскопической резекции, сопровождающейся полнослойным иссечением стенки кишки с прилежащей мезоректальной клетчаткой и ушиванием дефекта.
В остальных случаях обычно выполняется операция с лапаротомическим доступом и тотальной мезоректумэктомией.
Согласно клиническим рекомендациям общества российских химиотерапевтов, обязательным компонентом лечения рака прямой кишки на II — III стадии является предоперационная лучевая (до 25 Гр) или химиолучевая терапия. Проведение предоперационной химиолучевой терапии достоверно уменьшает число рецидивов, увеличивая выживаемость больных. После такой предоперационной подготовки хирургическое вмешательство проводится через 6 недель после ее завершения.
Если же химиолучевая терапия не была проведена до операции, а у пациента обнаружена опухоль больших размеров с метастатическим поражением региональных лимфоузлов, то показано проведение послеоперационной химиолучевой терапии (в СОД до 50Гр по 1,8Гр за фракцию) на фоне терапии фторпиримидинами с последующей адъювантной химиотерапией до 4-6 курсов. При этом общая продолжительность лечения составляет 6 месяцев.
Лишь при некоторых высокорасположенных опухолях pT3N0 после радикально выполненного вмешательства и без отрицательных прогностических факторов возможен отказ от проведения адъювантной химиолучевой терапии. Основными противоопухолевыми препаратами при II — III стадии рака прямой кишки являются фторпиримидины, которые можно применять в различных вариантах: струйно (режим клиники Мейо, Roswell Park), инфузионный (режимы De Gramount, AIO) или перорально (капецитабин).
Струйные режимы 5‑фторурацила обладают большей токсичностью, но не меньшей эффективностью в адъювантной терапии, чем инфузионные. Оптимальный объем адъювантной химиотерапии при II — III стадии включает в себя комбинацию оксалиплатина с фторпиримидинами в течение 6 месяцев. Наиболее приемлемыми являются режимы FOLFOX (FO – 5-фторурацил+LF- лейковорин + OX — оксалиплатин) или XELOX (- кселода + OX- оксалиплатин). Комбинация оксалиплатина со струйным 5‑фторурацилом (режим FLOX) обладает схожей эффективностью, но сопряжена с высокой токсичностью. У пациентов старше 75лет предпочтительна монотерапия (лечение одним цитостатиком).
Наличие метастазов при раке прямой кишки в настоящее время не является приговором. В данном случае тактика лечения зависит от возможности удалить вторичные очаги хирургическим путем. Это реально, если метастазы единичны и изолированы. Если ж очагов много или границы и размеры не позволяют провести операцию, но помощь приходит химиотерапия. Лечение проводится в течение 6 месяцев препаратами схем FOLFOX или XELOX контролем динамики процесса через 4 курса.
В некоторых случаях оправдано подключение таргетных препаратов («target» — мишень): цетуксимаба, панитумумаба и бевацизумаба, их эффективность при метастатическом раке прямой кишки исследуется.
Побочные эффекты
Проведение химиотерапия при раке прямой кишки переносится пациентами по – разному. Порой действие сильных цитостатиков приводит к развитию побочных эффектов. Для схем лечения при раке прямой кишки чаще всего характерны:
- Диспепсия («нарушение пищеварения») возникает в результате общей интоксикации и местного действия цитостатика на ранимую слизистую кишечника на 1 – 5 сутки после проведения курса химиотерапии. Проявляется тошнотой, рвотой, послаблением стула. Для лечения этого состояния используются «промывающие капельницы» с электролитами и витаминами и антиэметические (противорвотные) препараты: церукал, ондансетрон.
- Астения – общая слабость также является симптомом интоксикации, возникает на 2 -3 сутки и может сопровождать весь курс лечения. Инфузионное введение раствора Рингера с витаминами, назначение энтеросорбентов, соблюдение режима сна и диета, богатая клетчатки и витаминов, постепенно купируют это состояние.
- Токсическое действие на кроветворение. На 3 — 5 сутки иногда на 2 неделе после курса в общем анализе крови выявляют снижение уровня гемоглобина (ниже100г/л), лейкоцитов (меньше 4х109/л) и тромбоцитов (меньше 150х109/л). Если такое случается, в лечение вводят гемостимулирующие лекарственные средства. С анемией борются назначением препаратов железа (Сорбифер, Тотема, Феррум Лек), фолиевой кислоты и витамина В12. А лейкоциты в крови возрастают, если пациент начинает принимать седалит, иногда в сочетании с тималином и преднизолоном.
- Схемы, включающие в себя оксалиплатин, склонны сопровождаться явлениями полинейропатии: мурашками кожи, онемением кончиков пальцев, затруднением при дыхании (особенно в холодное время года). Кроме соблюдения режима в таких ситуациях показаны витамины группы В, введение препаратов на глюкозе.
Кончено, развитие побочных эффектов во время химиотерапии может выбить из колеи, помешать полноценно работать и участвовать в жизни своей семьи. А вот по окончании курса это вполне возможно. Поэтому многое зависит от настроения пациента и искреннего желания поправиться.
Помните, в наше время онкологическое заболевание – не повод полноценно жить. На сегодняшний день статистика располагает данными о 80% длительной выживаемости при условии раннего выявления рака прямой кишки. Эти показатели обнадеживают и еще раз убеждают в необходимости своевременной диагностики и лечения новообразования.
Помните! Самолечение может вызвать неисправимые последствия для Вашего здоровья! При первых симптомах заболевания мы рекомендуем незамедлительно обратиться к специалисту!