Борьба с болью у неизлечимых больных

Злокачественные опухоли в незапущенной стадии малоболезненны. Болевой симптом появляется лишь с переходом опухолевого процесса на плевру, серозную оболочку желудка, капсулу поджелудочной железы или печени. Продолжающийся рост опухоли сопровождается все нарастающим потоком болей от сдавления нервно-рецепторного аппарата окружающих тканей опухолью или сопутствующим воспалительным инфильтратом. Реже боли являются следствием прорастания нервного ствола злокачественной опухолью.

Проблема борьбы с болью у больных IV клинической группы является первоочередной и самой сложной. Обезболивающие препараты должны назначаться только врачами-онкологами. Для успешной терапии боли у онкологических больных необходим индивидуальный подбор средств и методов болеутоления, в зависимости от структуры болевого синдрома и его интенсивности.

В условиях наблюдения больных на дому, онкологи начинают с назначения препаратов сочетанного действия - анальгезирующего и противовоспалительного. К ним относятся производные салициловой кислоты, пиразолона, парааминофенола.

Фармацевтическая промышленность выпускает большое количество таких препаратов, наиболее эффективные сочетания этих препаратов в таблетках, драже, обладающих выраженным болеутоляющим и противовоспалительным действием.

Длительное применение анальгетиков в значительных дозах иногда ведет к раздражению и повреждению слизистой оболочки желудка - лекарственному гастриту. При появлении признаков этого осложнения переходят на внутримышечное введение растворов. При невозможности введения анальгезирующих средств через рот (повторные рвоты, непроходимость пищевода) они вводятся через прямую кишку.

Интенсивность боли зависит от степени повреждающего действия злокачественной опухоли на нервно-рецепторный аппарат окружающих тканей, от типа высшей нервной деятельности данного больного и его эмоционального состояния в данное время.

У многих больных в той или иной степени выражены явления невротического, неврозоподобного состояния, психической депрессии, тревоги, страха, неверия в возможность облегчения их страдании. Это неблагоприятный фон для ликвидации или уменьшения болевых ощущений.

Для снятия психологической напряженности больного и эффективной борьбы с болью назначаются психофармакологические препараты. Препараты типа аминазина, метамизила, оксилидина, триседила и этаперазина, помимо психофармакологического, успокаивающего центральную нервную систему действия, усиливают противоболевое действие анальгезирующих, наркотических и снотворных средств.

Снять психологическую напряженность больного, сделать его эмоциональный фон более благоприятным для воздействия анальгезирующих средств можно не только лекарственными препаратами. Слово и внушение часто оказываются более действенными. Психотерапия может уменьшить боли, а иногда полностью ликвидировать их.

Академик П. К. Анохин пишет: "Известно, что сильные мотивации, усилие воли самого больного, переключающие внимание на какую-либо интеллектуальную деятельность и др. могут уменьшить или даже полностью подавить ощущение боли".

Внимание, доброе слово, ободряющее разъяснение проводимых лечебных мероприятий создают симпатии больного к ухаживающим за ним, отвлекают его мысли от боли. Это существенный элемент психотерапии, облегчающий состояние больного, вселяющий надежду на выздоровление.

Болевые ощущения у больных не всегда удается ликвидировать анальгезирующими, психофармакологическими средствами и психотерапией. При прорастании злокачественными клетками задних корешков спинного мозга, нервного ствола, костей таза и т. п. приходится назначать наркотические анальгетики. Эти средства обладают быстро наступающим обезболивающим эффектом, но длительное применение их ведет к ряду осложнений: развивается привыкание к препарату, вынуждающее периодически повышать лечебную дозу до значительных величин; они снижают аппетит, вызывают тошноту, рвоты, упорные запоры, угнетают деятельность дыхательного центра, расслабляют и оглушают больных; угрожают развитием наркомании (резко выраженное и трудно излечиваемое, болезненное влечение к данному препарату).

Изложенная тактика борьбы с болью осуществляется во всех онкологических учреждениях. Она теоретически обоснована, проверена жизнью.

Нецелесообразно начинать лечение с применения наркотиков. У значительного числа больных болевые ощущения появляются от сдавления и раздражения нервно-рецепторного аппарата соседних тканей не самой опухолью, а сопутствующим воспалительным инфильтратом. Анальгезирующие противовоспалительные средства, успокаивая боль, одновременно способствуют рассасыванию инфильтрата - исчезновению причины болей.

Несвоевременно рано начатое лечение наркотиками снимает боль, но не способствует рассасыванию инфильтрата. В этих случаях прием наркотиков оказывается необходимым длительное время, в течение которого успевают проявиться все отрицательные свойства этих средств.

Когда лечение анальгезирующими противовоспалительными препаратами оказывается неэффективным, боли не исчезают (с начала лечения или после длительного эффективного применения), онкологи без промедления включают в лечебный арсенал наркотические средства, так как другие эффективные меры (обезболивающая рентгенотерапия, проводниковая анестезия, блокады и др.) на дому - недоступны.

На всех этапах противоболевой терапии могут использоваться комбинации анальгетиков различных ступеней с вспомогательными средствами с целью усиления обезболивающего эффекта и воздействия на различные компоненты хронического болевого синдрома. С этой целью кроме нейролептиков применяют снотворные, антидепрессанты, кортикостероиды, антиконвульсанты, бисфосфонаты и т.д. Для контроля за побочными эффектами терапии (в том числе и противоболевой) назначают слабительные, противорвотные, спазмолитические препараты.

По индивидуальным показаниям возможно применение симптоматической противоболевой лучевой и/или химиотерапии, а также комбинации медикаментозных и не медикаментозных методов болеутоления, таких как иглорефлексотерапия, лазерная акупунктура, электронейростимуляция, различные методы детоксикации.

Неотложность снятия боли у онкологических больных IV клинической группы диктуется медицинскими и деонтологическими соображениями. Деонтологический принцип гласит: если спасти жизнь больного не всегда возможно, то снять боль, уменьшить страдания можно и должно всегда.