Неостеогенная, или неоссифицирующаяся, фиброма кости описана в 1942 г. Jaffe и Lichtenstein и в 1945 г. Hatcher под указанными названиями. В литературе о подобного вида новообразованиях сообщалось и раньше. Phemister (1929) эти редкостные находки относил к «хроническому фиброзному остеомиелиту», Schroeder — к ксантомному варианту гигантоклеточной опухоли.

Jaffe, Burman и Sinber трактовали эти образования как «ксантомы», Coley и Miiller — как атипичную форму гигантоклеточной опухоли. В 1947 г. Hagden и Frantz предложили термин «субпериостальная гигантоклеточная опухоль» (цит. по Goldenberg, 1956).

Этот вид первичной костной опухоли, также остеогенного происхождения, в своем названии «неостеогенная», «неоссифицирующаяся» выражает не генез новообразования, а ее особое свойство, состоящее в нарушении и отсутствии завершенного остеогенеза. Как известно, этим характеризуется фиброзная дисплазия. Авторы в название «неоссифицирующаяся фиброма» вкладывали понятие фибромы, не подвергающейся оссификации и не образующей опорной кости.

Как и в предыдущем виде новообразования, вряд ли правильно называть эту опухоль фибромой, так как основу ее составляет не фиброзная, а остеогенная ткань. Goldenberg (1956) описал 14 случаев «неостеогенной фибромы кости», показав преимущественную локализацию в длинных трубчатых костях у старших детей и подростков и обратив внимание на излюбленное расположение опухоли в субпериостальной области метафизов.

Кортикальный слой истончается с наружной стороны при разрастании опухоли, боли отсутствуют. По мнению Goldenberg, опухоль растет медленно и способна «к самопроизвольному исчезновению». Из множества предложенных терминов видны различные взгляды на это новообразование (ее гигантоклеточный ксантомный или «фиброзный» характер).

Compere и Coleman (1957), описавшие 20 больных, предположили, что «неостеогенная фиброма кости» относится к группе гамартом. Эта точка зрения не противоречит нашему мнению о развитии опухоли из очагов фиброзной дисплазии. Судя по случаям, описанным под указанными названиями, речь идет об очагах фиброзной дисплазии и так называемых метафизарных фиброзных дефектах кости, в которых выражены клинико-рентгенологические и морфологические свойства истинной опухоли.

Нами этот вид опухоли описан в 1961, 1962 и 1964 гг. у 6 детей как субпериостальный или фиброзно-диспластический вариант остеобластокластомы, т. е. вариант гигантоклеточной опухоли, развивающейся на основе очагов фиброзной дисплазии. В общей сложности такую опухоль мы наблюдали у 37 детей. Мы не настаиваем на введении новой сложной терминологии (и без того в костной патологии чересчур много громоздких терминов), тем более что название «неостеогенная фиброма кости» вошло в литературу.

Наше название должно сохраниться как подстрочное, так как сущность заболевания остается той, которая указана в этом названии:
перерождение в опухоль очагов фиброзной дисплазии. По характеру опухоль напоминает остеобластокластому с сохранением основы ткани, характерной для фиброзной дисплазии. Клинико-рентгенологические черты фиброзной дисплазии в неостеогенной фиброме кости прочно сохраняются. Эта доброкачественная опухоль клинически протекала мягко, без болей, с медленным ростом. Поражение касалось главным образом метафизарного отдела дистального конца бедренной и лучевой костей. Все больные излечены с помощью резекции кости и гомопластики.

Неостеогенная фиброма бедренной кости у девочки 9 лет

Одно наше наблюдение показывает, что неостеогенная фиброма кости может достигать больших размеров и привести к обширному разрушению кости. Это касается обширных разрастаний в метадиафизарной области дистальной половины бедренной кости у девочки 9 лет.

Неостеогенная фиброма бедренной кости

Неостеогенная фиброма бедренной кости, вначале развившаяся субпериостально, позднее разросшаяся центрально, у девочки 14 лет: до операции, после резекции и гомопластики обширного дефекта методом «вязанки хвороста» и через год после операции.

Наши данные позволяют выделить субпериостальную форму неостеогенной фибромы кости при ее краевом расположении, когда опухоль развивается из метафизарного фиброзного дефекта, и центральную форму, при которой источником ее развития является большой очаг фиброзной дисплазии.