Расширение диапазона и объема оперативных вмешательств на органах брюшной полости за последние десятилетия способствовало значительному увеличению частоты послеоперационных осложнений [4]. Ранние осложнения встречаются у 6-10% оперированных, при наиболее продолжительных и обширных операциях частота их достигает 12-27,5% [1, 2, 3]. Немало работ посвящено осложнениям, возникающих после хирургического лечения больных раком кардиального отдела желудка [5, 6]..._

Целью исследования данной работы являлось изучение осложнений у 236 больных, перенесших хирургическое и комбинированное лечение по поводу рака кардиального отдела желудка. Из 236 больных 182 (77,1%) произведено только хирургическое лечение, а 54 больным (22,9%) операция производилась после лучевого воздействия.

На основании произведенного анализа не было отмечено существенной разницы в частоте послеоперационных осложнений в зависимости от методов лечения. Так, из 54 больных, подвергавшихся комбинированному лечению у 26 (48,1%) развились осложнения в послеоперационном периоде, из 182 больных, которым не проводилась предоперационная лучевая терапия такие осложнения выявлены у 81 пациента (44,5%). Однако, наряду с количественной оценкой послеоперационных осложнений комбинированного и хирургического метода лечения клинический интерес представляет и их качественный анализ, который показал, что пневмония явилась наиболее частым послеоперационным осложнением. Tax, из 26 больных с осложнениями после комбинированного лечения пневмония диагностирована у 7 (26,9%) и у 4 (15,4%) в сочетании с другими осложнениями. В группе больных, подвергавшихся только хирургическому лечению, пневмония выявлена у 25 (30,9%) из 81 больного и у 11 (13,6%) больных она протекала в сочетании с другими осложнениями. Как при хирургическом, гак и комбинированном методах лечения основной причиной смерти был перитонит (17,3% и 15,4% соответственно). Однако, сочетание перитонита с другими осложнениями при комбинированном методе наблюдается чаще, чем при хирургическом лечении (34,6% и 21,0% соответственно). В частности, перитонит на почве некроза поджелудочной железы, приведший к летальному исходу, чаще наблюдался при комбинированном методе и составил 19,2%, в то время как при хирургическом - 3,7%.

Анализ и тщательный разбор причин развившегося панкреонекроза показал, что у всех больных имелось распространение опухоли на поджелудочную железу, что было установлено до начала лечения. Видимо, нельзя полностью исключить отрицательное влияние лучевой терапии на состояние поджелудочной железы в тех случаях, где имеется вовлечение ее в опухолевый процесс. Поэтому при установлении до операции распространения рака проксимального отдела желудка на поджелудочную железу следует дифференцированно подходить к проведению комбинированного лечения или вообще отказаться от проведения этого вида лечения и ограничиться хирургическим вмешательством. Клинические наблюдения показывают, что предоперационное облучение в концентрированном режиме не оказывает заметного влияния па заживление рассеченных тканей.

Различия в частоте осложнений со стороны операционной раны при различных методах лечение не отмечено - 7,7% при комбинированном лечении и 7,4% при хирургическом. Несостоятельными оказались и опасения относительно снижения репаративных возможностей в зоне облучения, что могло бы привести к увеличению осложнений во время повторных операций по восстановлению анастомоза.

Длительность операции после предоперационного облучения, а также кровопотеря во время оперативного вмешательства не отличались от таковых при хирургическом методе лечения.

Мы провели сравнительный анализ частоты осложнений, послеоперационной летальности при хирургическом и комбинированном лечении в зависимости от некоторых особенностей организма, опухоли, объема оперативного вмешательства и анестезиологического пособия. Проведенное исследование не выявило существенного различия в частоте послеоперационных осложнений при примененных методах лечения. Некоторых различия выявляются лишь при сравнении частоты осложнений в зависимости от величины первичного опухолевого очага. Так, из 69 больных, имевших опухоль менее 5 см в диаметре послеоперационные осложнения возникли у 37 (53,6%), а из 27 больных с опухолью таких же размеров осложнения после комбинированного лечения возникли у 17 (63,0%). При анализе полученных данных было установлено, что хотя опухоль и была меньших размеров, но значительное распространение опухолевого процесса на регионарные лимфатические узлы потребовало расширения объема оперативного вмешательства в группе больных с предоперационным облучением.

Данное исследование показало, что частота осложнений не зависит от применяемого метода лечения. Послеоперационная летальность практически не отличается как при комбинированном (25,9%), так и только ири хирургическом (22,5%) лечениях.

Таким образом, проведенный анализ дает основание считать, что предоперационное лучевое воздействие в концентрированном режиме не увеличивает частоту послеоперационных осложнений и летальность. Если учитывать при этом, что трехлетняя и пятилетняя выживаемость увеличиваются вдвое после комбинированного лечения по сравнению с хирургическим (трехлетняя выживаемость - 54,3% и 27,9%, пятилетняя - 35,8% и 17,9% соответственно), то становится понятным преимущество выполнения хирургического вмешательства с предварительным облучением в концентрированном режиме.