Последние десятилетия во многих странах мира наблюдается нарастание заболеваемости населения гормонозависимыми опухолями.
На втором месте среди специфических для женщин злокачественных опухолей находятся рак тела и рак шейки матки. Среди данных новообразований отмечаются общие тенденции — уменьшение заболеваемости раком шейки матки и неуклонное нарастание заболеваемости раком тела матки.
Выбор способа лечения онкогинекологических больных зависит от возраста, общего состояния больной, размеров и локализации опухоли, степени инвазии в миометрий, особенностей микроскопической структуры и наличия или отсутствия стероидных рецепторов. Используют следующие виды лечебного воздействия: хирургический, лучевой, гормональный, комбинированный и комплексный. Ведущим является хирургический компонент лечения злокачественных опухолей женских половых органов [28].
По данным литературы, после расширенной экстирпации матки с придатками в 50—80% случаев развивается посткастрационный синдром [30]. Посткастрационный синдром включает в себя вегетативно-сосудистые, нервно-психические и обменно-эндокринные нарушения. Тяжелое течение посткастрационного синдрома встречается в 25% случаев. Как показали исследования, проведенные в РОНЦ РАМН, выраженность посткастрационного синдрома играет главную роль в снижении трудоспособности больных, перенесших расширенную экстирпацию матки с придатками. При посткастрационном синдроме у 52,8% больных выявляются различные нарушения центральной нервной системы, что, по мнению автора, является основным показанием к восстановительному лечению больных раком тела и шейки матки.
В данное исследование включены 105 женщин, радикально леченных по поводу рака тела и шейки матки и имевших посткастрационный синдром. В работоспособном возрасте — от 30 до 50 лет — находились 75 (71,4%) человек.
Давность проведенного радикального лечения на момент включения в исследование у 55 (52,4%) больных была от 1 до 5 лет, у 50 (47,6%) больных — от 5 до 10 лет.
Из представленных 105 больных основную группу составили 75 человек, а сопоставимую с ней контрольную — 30 человек.
Рак тела матки был у 20 человек. Общей для них гистологической формой являлась аденокарцинома. Комбинированный метод лечения, включавший расширенную экстирпацию матки с придатками и лучевую терапию, был проведен всем 20 больным.
Распределение больных по стадиям рака тела матки для двух групп представлено в табл. 8.
Таблица 8. Распределение больных по стадиям рака тела матки
|
Рак шейки матки был у 85 человек. Общей для них гистологической формой являлся плоскоклеточный рак. Комбинированный метод лечения, включавший расширенную экстирпацию матки с придатками и лучевую терапию, был проведен всем 85 больным. Распределение больных по стадиям рака шейки матки для двух групп представлено в табл. 9.
Давность проведенного радикального противоопухолевого лечения в контрольной группе у 16 (53,3%) больных была от 1 до 5 лет, у 14 (46,7%) больных — от 5 до 10 лет. В основной группе соответственно у 52,0% и у 48,0% больных.
У наблюдаемых 105 больных раком тела и шейки матки вегетативнососудистые нарушения при посткастрационном синдроме выражались в ощущении жара, покраснении лица, потливости, головных болях, болях в области сердца, головокружении, чувстве нехватки воздуха, чувстве страха. Эти явления усиливались ночью и при нервном возбуждении. Нервно-психические расстройства заключались в общей слабости, раздражительности и плаксивости, быстрой утомляемости, ухудшении памяти, бессоннице.
Таблица 9. Распределение больных по стадиям рака шейки матки
|
Показателем выраженности посткастрационного синдрома принято считать частоту и интенсивность «приливов» как типичной жалобы больных.
Посткастрационный синдром I степени был диагностирован у 51 (48,6%) больной, II степени — у 45 (42,9%) больных и III степени — у 9 (8,6%) больных. Распределение больных основной и контрольной групп было следующим:
- в основной группе посткастрационный синдром I степени отмечался у 35 (46,7%) больных, II степени — у 34 (45,3%) больных и III степени — у 6 больных (8,0%);
- в контрольной группе соответственно I степени — у 16 (53,3%) больных, II степени — у 11 (36,7%) больных и III степени — у 3 (10,0%) больных.
Исследование биопотенциалов мозга 105 больным до и после восстановительного лечения показало, что очаговые изменения на ЭЭГ отсутствовали. У 96 больных отмечались нарушения деятельности центральной нервной системы, что выражалось снижением амплитуды биопотенциалов мозга, наличием дезорганизации корковых ритмов, снижением реактивности. Такие изменения свидетельствовали о дисфункции глубинных структур мозга, в частности ретикулярной формации ствола мозга, о нарушении корково-подкорковых взаимоотношений и подвижности нервных процессов. У 42 больных с посткастрационным синдромом I степени наблюдалось незначительное снижение амплитуды доминирующих альфа-волн и появление медленных волн типа тета-волн. У 9 больных с посткастрационным синдромом I степени существенных отклонений от нормы по данным ЭЭГ не было. При нарастании тяжести посткастрационного синдрома количество альфа-волн резко снижалось, увеличивалась бета-активность, в результате чего при посткастрационном синдроме III степени кривая ЭЭГ принимала плоский вид.
Все это указывало на необходимость включения в восстановительное лечение больных раком тела и шейки матки факторов, способствующих восстановлению нарушенной функции центральной нервной системы. Для лечения посткастрационного синдрома применяют препараты кальция, инъекции витаминов, новокаина, психотерапию, гормонотерапию, прием транквилизаторов [45].
В РОНЦ РАМН для снижения лекарственной нагрузки на организм больной с целью нормализации функционального состояния высших отделов головного мозга использовался электросон.
Лечение электросном было проведено 75 больным (основная группа) раком тела и шейки матки. Процедуры электросна осуществляли от аппарата «ЭС-4т» в спокойной обстановке, в положении больной лежа, по глазнично-затылочной методике. Для достижения седативного эффекта применяли ток с частотой импульсов 5—20 Гц и силой тока до ощущения «ползания мурашек» (до 15 мА). Продолжительность процедуры постепенно увеличивали от 20 до 60 мин. Всего назначали 12—25 процедур на курс лечения. Использование тока с частотой импульсов 80—140 Гц (с целью достижения гипотензивного эффекта) больным с посткастрационным синдромом дало отрицательную динамику на ЭЭГ.
Изучение влияния электросна на клинические проявления посткастрационного синдрома, а также на показатели ЭЭГ дало следующие результаты.
Процедуры больные перенесли хорошо. У всех 75 больных под влиянием электросна был достигнут седативный эффект, уменьшились астено-невротические явления, нормализовался сон. На ЭЭГ у 69 больных значительно уменьшилась дезорганизация корковых ритмов— преимущественно за счет улучшения выраженности и увеличения амплитуды альфа-волн, увеличения альфа-индекса, улучшения пространственного распределения альфа-ритма, исчезновения вспышек бета- и тета-диапазона.
Положительная динамика данных ЭЭГ, по которым можно было судить об улучшении функционального состояния центральной нервной системы, подтверждалась клиническими данными.
В зависимости от результатов проведенного лечения электросном больных разделили на три группы:
- отличные результаты — полное исчезновение «приливов»;
- хорошие — уменьшение частоты «приливов»;
- без перемен.
Отличные результаты были получены у 22 (29,3%) больных, из них до назначения электросна 18 человек страдали посткастрационным синдромом I степени и 4 человека — II степени.
Хорошие результаты были получены у 48 (64,0%) больных. Из 5 больных этой группы посткастрационный синдром III степени у 2 человек снизился до II степени и у 3 — до I степени. У 27 больных II степень посткастрационного синдрома после электросна понизилась до I степени. Посткастрационный синдром I степени у 16 больных полностью не был ликвидирован, однако частота «приливов» была не более 2 в сутки.
У 5 (6,7%) больных частота «приливов» не изменилась. Из них пост- кастрационный синдром I степени был у 1 больной, II степени — у 3 и III степени — у 1 больной.
В контрольной группе больных, получивших восстановительное лечение препаратами кальция, витаминов, новокаина — без включения электросна, астено-невротические расстройства остались прежними, ночной сон не улучшился, пациенты отмечали эмоциональную неустойчивость. На ЭЭГ изменений не было выявлено у 23 больных, у 3 отмечались отрицательные сдвиги и только у 4 — незначительная положительная динамика. Что касается клинических проявлений посткастрационного синдрома, то отличные результаты после восстановительного лечения были получены у 1 (3,3%) больной с посткастрационным синдромом I степени. «Приливы» стали реже и не превышали 2 в сутки у 3 (10,0%) больных с посткастрационным синдромом I степени. Частота «приливов» не изменилась у 26 (86,7%) больных, из них посткастрационный синдром I степени был у 12 человек, II степени — у 11 и III степени — у 3 человек.
Таким образом, использование электросна в восстановительном лечении больных раком тела и шейки матки привело к выраженному улучшению состояния больных, страдавших посткастрационным синдромом, а также к существенной положительной динамике показателей биоэлектрической активности головного мозга.
Другими осложнениями радикального лечения, наблюдаемыми у 105 онкогинекологических больных, являлись нарушение самостоятельного мочеиспускания у 25 человек, отеки нижних конечностей у 50 больных, лучевой фиброз тканей передней брюшной стенки, паховой области и промежности — у 30 больных.
Для восстановления произвольного мочеиспускания использовали аппарат «Амплипульс-4». Электростимуляция мочевого пузыря проводилась по следующей методике. 1-й электрод 200 см2 устанавливали на поясничнокрестцовую область, 2-й электрод 50 см2 — над лобком. Силу тока доводили до ощущения вибрации и сокращений. Назначали режим 2, род работы 1, частоту 100 Гц, глубину модуляций 100%, 2 мин. Затем переходили на род работы 3 и 2, частоту 30—50 Гц, глубину модуляций 100%, S, — S2—2—3 с, по 6 мин с изменением полярности через 3 мин. Общая продолжительность процедуры — 15 мин, ежедневно. В большинстве случаев (80%) достаточно было 5—7 процедур, у 5 больных лечение продолжалось 10 дней.
С целью замедления процесса склерозирования, усиления притока крови и снабжения тканей кислородом у 80 больных применялись магнитные поля.
Низкочастотную магнитотерапию проводили от аппарата «Полюс-2» по следующей методике. Цилиндрические или прямоугольные индукторы устанавливали без зазора и давления на паховую область. Применяли синусоидальный ток, 50 Гц, в непрерывном режиме, индукцию 25—35 мТ, экспозицию 15—20 мин. Процедуры проводили ежедневно. На курс лечения назначали 10—15 процедур.
Для ускорения лимфо- и кровотока 50 больным с отеками конечностей I — IV степени назначалась пневматическая компрессия отечной конечности (конечностей).
Методика проведения пневматической компрессии следующая. Больная принимала горизонтальное положение, на отечную конечность (конечности) надевали манжетный сапог (сапоги), диаметр которого регулировался индивидуально, без давления на конечность со стороны сапога. Режим многосекционной пневмокомпрессии подбирали индивидуально (наиболее эффективен режим «нарастающая волна»). Давление воздуха составляло 40—70 мм рт. ст., время проведения —1ч. Процедуры проводили ежедневно. На курс лечения назначали 15 процедур.
В результате пневматической компрессии и магнитотерапии уменьшение избыточного объема отечной конечности (конечностей) в среднем для всех степеней отека составило 58,5%, клинически уменьшились явления лучевого фиброза тканей передней брюшной стенки, паховой области и промежности.
При наличии лимфовенозного отека конечности (конечностей) проводилась компьютерная ультразвуковая флебография для исключения возможного флеботромбоза. Если этот диагноз подтвержден (чего не произошло ни в одном наблюдаемом случае), то пневмокомпрессия, массаж конечности (конечностей) и электростимуляция категорически противопоказаны. Возможно проведение магнитотерапии или магнитофореза на место определения тромба на фоне лекарственной терапии.
Рожистое воспаление являлось относительным противопоказанием для проведения пневмокомпрессии и массажа нижних конечностей, т. к. требовалось не менее 3 месяцев активной антибиотикотерапии после последней вспышки заболевания.
Комплексный подход к реабилитации онкогинекологических больных включал в себя также массаж отечных конечностей, ношение эластических изделий, ЛФК.
Показаниями для назначения электросна, пневматической компрессии, магнитотерапии, электростимуляции, массажа и лечебной физкультуры при восстановительном лечении больных раком тела и шейки матки I — II стадий являются посткастрационный синдром I — III степени выраженности, отек нижних конечностей I — IV степени, отсутствие или нарушение самостоятельного мочеиспускания, лучевой фиброз тканей передней брюшной стенки, паховой области и промежности. Противопоказания для применения электросна помимо очаговой симптоматики на электроэнцефалограмме и опухолевой патологии глаз общие для данного метода: воспалительные заболевания век и глаз, высокая степень миопии, истерия, психозы с бредом воздействия, травматический арахноидит с нарушением циркуляции цереброспинальной жидкости. Противопоказаниями для пневматической компрессии, массажа являются выраженная сердечно-сосудистая патология, лимфовенозный отек конечностей как следствие флеботромбоза, наличие в анамнезе нелеченного рожистого воспаления. Противопоказаниями для назначения электростимуляции мочевого пузыря являются подозрение на кровотечение, перитонит, состояние после ранения или резекции мочевого пузыря, почечно-печеночная недостаточность, непереносимость тока. Противопоказанием для магнитотерапии является повышенная кровоточивость тканей, гематурия. Что касается реабилитации больных раком тела и шейки матки III стадии, то точными, проверенными временем данными автор не располагает.