Такое заболевания как рак прямой кишки может проявляться целым комплексом самых разнообразных симптомов, но выделяют и относительно универсальные признаки ракового заболеваний, например, кровотечения. В отличие от кровотечений, являющихся симптомами других нарушений, не связанных с онкологической патологией, кровоизлияния при раке прямой кишки происходят по завершении акта дефекации, образуя своеобразный слой поверх каловых масс. Иногда вместе с кровью наблюдается выделения гноя и слизи, в этом случае не остается сомнений в наличии опухолевых процессов.
Онкология прямой кишки может протекать бессимптомно, но в ряде случаев этому заболеванию предшествуют определенные предраковые состояния. К ним относят аноректальные трещины, свищи и язвы, язвенный неспецифический колит, хронический проктит и конечно е полипы, которые со временем могут трансформироваться в злокачественную опухоль.
Иногда развитие раковой патологии в области прямой кишки сопровождается расстройством всех функций кишечника. Это проявляется не только привычными для многих пациентов поносами или запорами, но и намного более хлопотными недержаниями и сменой привычного ритма дефекаций. Ситуацию усложняют и множественные ложные позывы – их число может достигать 12 раз в сутки, при этом, сам позыв нередко приводит к незначительному выделению крови, слизи и гноя. При этом, даже полное следованием всем потребностям организма, как ложным, так и реальным не приносят долгожданного облегчения. Даже после совершения дефекации у многих пациентов не прекращается ощущение инородных объектов внутри кишечника.
Разумеется, что все эти тревожные симптомы должны стать веской причиной для организации консультации хотя бы со своим лечащим врачом, а еще лучше специалистом в области гастроэнтерологии. Если этого не сделать на данном этапе развития болезни, то вполне вероятно, что имеющаяся картина будет усложнена серьезными последствиями в виде сужения просвета в прямой кишке, вплоть до полной или частичной кишечной непроходимости. Вздутие и урчание перейдут в разряд постоянных и практически не прекращающихся явлений, а на этот неприятный и дискомфортный фон могут накладываться все новые осложнения в виде местных схваткообразных болей, после которых нередко начинается рвота.
Если пациент не начинает бить тревогу на этом этапе, то опухоль начинает разрастаться уже за пределы кишечника, поражая ткани близлежащих органов. Чаще всего от метастазирования рака прямой кишки страдают печень и лимфатические узлы малого таза и самой брюшной полости. Пациент со своей стороны ощущает это как слабость; окружающие отмечают бледность кожных покровов и внезапную худобу. Все эти явления вполне объяснимы ежедневной, стабильной потерей крови, влекущей за собой состояние анемии, а также непрерывной интоксикацией в результате вредоносной деятельности зараженных раком клеток.
Намного большую внимательность и осторожность следует проявить тем людям, которые осведомлены о случаях заболевания подобной болезнью у близких кровных родственников. Особенно часто такая раковая патология образуется лиц пожилого возраста старше 50 лет, а также у пациентов, уже страдающих кровоточащими при дефекации геморроидальными узлами. Если вы к тому же не можете похвастаться правильным, здоровым рационом, а в вашем ежедневном меню гораздо более почетную и значительную, чем клетчатка, долю занимают мясные продукты и животные, то позаботьтесь об регулярных профилактически осмотрах, а еще лучше – полноценным программах диагностирования. Такие меры ранней профилактики должны стать обязательной частью вашего годового расписания, если, ко всему прочему, в своей профессиональной деятельности вы часто сталкиваетесь с асбестом и предметами из него. Данное вещество доказано является канцерогеном и раздражает кишечную слизистую; по этой же причине в ряд негативно действующих факторов включат и диеты с излишне калорийной пищей. Такие продукты довольно длительно время находятся в полости тела, провоцируя размножение некоторых бактерий, могущих вызвать раздражение кишечной стенки.
Итак, если вы обнаружили у себя какой-либо из вышеописанных тревожных признаков, а тем более, если можете отнести себя к группе риска относительно развития онкологической опухоли прямой кишки, незамедлительно отправляйтесь к гастро-проктологу. Врач направит на ряд обследований органов брюшной полости и малого таза. Обычно это стандартные ультразвуковые исследования, эндоскопический осмотр и взятие биопсии поврежденного участка, а также лабораторные анализы крови – общий, биохимический и анализ кала на скрытую кровь. Иногда возникает необходимость в более подробном исследовании подозрительных участков тела, поэтому врач может назначить дополнительную колоноскопию, гастроскопию, УЗИ забрюшинного пространства и близлежащих органов.
Во время такого обследования специалист ставит перед собой задачу не только однозначного ответа на вопрос наличия раковой опухоли, но и определения ее местоположения, а также оценки степени развития и распространенности патологии в другие области тела. В зависимости от показателей этих параметров и назначается лечение. К общепринятым мерам относят оперативное вмешательство, химиотерапию и радиологические сеансы, а вот порядок и конкретное сочетание этих процедур определяется для каждого случая индивидуально.
Программы диагностики и лечения онкологии прямого кишечника в Израиле
О преимуществах медицинских центров Израиля говорят часто и много, поэтому мы не будет подробно говорить о них, обращая главное внимание на составляющие диагностических программ и лечебных процедур, применяющихся для выявления рака прямой кишки.
Как и любая другая онкологическая патология, опухоль прямого кишечника имеет свойство стремительного развития, поэтому специалистами был разработан максимально компактный, но довольно емкий график проведения обследований, привязанный к расписанию рабочей недели. Диагностическая программа реализуется на базе передовых медицинских учреждений «Ихилов» и «Ассута», расположенных в столице Израиле – Тель-Авиве.
Итак, базовый набор исследований состоит из широкого спектра лабораторных тестов, проводимых во вторник. Вечером того же дня осуществляется подготовка к колоноскопии, которая организуется уже утром среды. Примечательно, что взятием образцов биопсии занимаются высококлассные специалисты – доктора Марк Уманский и Эрвин Санто, а полученные образцы тут же отправляются на срочный гистопатологический анализ, осуществляемый в стенах патологической лаборатории под руководством гастро-патолога доктора Бразовского. После этого, уже в четверг, проводят позитронно-эмиссионную томографию – ПЭТ КТ. Такое исследование позволяет выявить наличие метастаз, а также оценить уровень их проникновения за пределы кишечника.
Вышеописанная программа является общей для всех, но, как правило, реальные программы диагностики обогащаются дополнительными опциональными исследованиями, например, трансректальным УЗИ. Даже если число проводимых над пациентами процедур будет велико, можно не беспокоиться об увеличении времени обследования. Расписание процедур составляется с учетом времени, необходимого на получение и интерпретацию результатов, так что к вечеру воскресенья будут готовы заключения всех проведенных исследований и на заключительной консультации колоректального хирурга решаются вопросы о необходимости лечения, и, если обследования показало действительную потребность во врачебном вмешательстве, происходит определение основной тактики лечения.
Лечение онкологических заболеваний прямой кишки в Израиле
Как мы уже рассказали выше, состав программы лечения определяется индивидуальными характеристиками опухоли у конкретного пациента. Самой часто применяемой операцией остается резекция прямой кишки вместе со срочной послеоперационной биопсией. Данный вариант потребует семидневной госпитализации и некоторого послеоперационного наблюдения уже после выписки из больницы.
Если во время обследования было диагностировано распространение области за пределы кишечника, то после того как подбирается определенный состав лекарственных препаратов, назначается химиотерапия. Кстати говоря, для прохождения курса химиотерапевтического лечения можно отправиться в больницу по месту жительства – многих из московских, например, поликлиник в своей работе строго следуют нормативам израильских протоколов.
Иногда процесс метастазирования раковой опухоли прямой кишки затрагивает органы малого таза, в этом случае наиболее оптимальным методом лечения выступает радиотерапия. Сначала провидится консультация ведущего онколога-радиотерапевта, после специальной симуляции излучения нее происходит расчет индивидуальной программы радиолечения, обычно хватает 28 сеансов. Настоятельно рекомендуем проходить радиологические сеансы по месту их назначения, в онкологическом институте израильской больницы «Ассута», поскольку материально-техническое оснащение этого подразделения не имеет мировых аналогов. Излучающий аппарат этой больницы обладает функциями динамического наведения под контролем компьютерной томографии.
По завершении всех указанных в рекомендациях радиотерапевтических сеансов, организуется контрольное исследование ПЭТ – позитронно-эмиссионной томографии. Оно позволяет отследить динамику развития опухолевых процессов метастазирования, и, если было выявлено существенное угнетение данного процесса, то через 4-8 недель по завершению радиотерапии назначают операцию.
Обращаем ваше внимания на то, что ни в какой другой больнице среди стран СНГ вы не найдете уровня опыта и квалификации специалистов, аналогичного высококлассному уровню специалистов Израиля. Доктора Гидон Гольдман, Зив Йехиэль, Моррис Венторро или Хагит Тульчинский, профессор Зеэв Дарзник - все эти врачи имеют не только впечатляющий клинический опыт, но и множество достижений в академической и научной областях. В своей деятельности они опираются только на действующие мировые протоколы, а это значит, что не допускают грубых оплошностей при лечении метастазированных опухолей прямой кишки. Недобросовестные специалисты колоректальной хирургии зачастую допускают серьезную ошибку, направляя пациента на оперативное вмешательство пациентов с выявленным процессом метастазирования без предварительно проведения химиотерапевтического или радиологического лечения.
Операция без предварительного уничтожения обширных метастазов может быть организована только при доказанной локализации опухоли в пределах кишечника и близлежащих лимфатических узлов. В зависимости от особенностей конкретного случая назначают нижне-передние резекции без колостомы, или же абдоминально-пеинеальные резеции с извлечением колостомы. При выборе второго варианта пациентам не стоит переживать о последствиях – примерно через год будет проведена реконструктивная операция на колостоме. Стоит отметить, что врачи всегда заинтересованы в сохранении колостомы, выводя ее только в случае опасных последствий при функционирующем анастомозе.
Обычная продолжительность послеоперационной госпитализации - 7 дней, но зачастую пациента попросят задержаться в Израиле на срок, необходимый для контрольного амбулаторного наблюдения, обычно это около 10 дней.