Доктор наук в области ядерной физики, доктор медицины Джон Гофман — один из ведущих мировых специалистов по этим вопросам.
Данные, представленные в его книге «Радиационное излучение от медицинских процедур в патогенезе рака и ишемической болезни сердца» (Radiation from Medical Procedures in the Pathogenesis of Cancer and Ischemic Heart Disease ), убедительно доказывают, что сегодня более 50% случаев. отражённых в показателях смертности от рака, и более 60% — от ишемической болезни сердца вызваны рентгеновским излучением .
Это открытие означает, что рентгеновские исследования (в том числе флюороскопия и КТ-сканирование) стали дополнительным фактором воздействия — но не единственным таким ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ фактором — вызывающим большинство смертей от рака и ишемической болезни сердца (последняя также известна как коронарная болезнь сердца и болезнь коронарных артерий).
Весьма вероятно, что в таких болезнях, как рак и ишемическая болезнь сердца, на каждый случай с фатальным исходом приходится более одного дополнительного фактора воздействия. Отсутствие таких дополнительных факторов воздействия, по определению, предотвращает наступление таких случаев. В концепции рентген-индуцированных случаев подразумевается, что таких случаев не было бы, если бы не было воздействия рентгеновского излучения.
Десятилетиями считалось доказанным. что рентгеновское излучение и другие классы ионизирующего излучения служат причиной возникновения практически всех видов мутаций — особенно структурных хромосомных мутаций (таких как делеции, транслокации и кольца), для которых достаточно весьма малой дозы рентгеновского облучения. Кроме того, установлено, что рентгеновское излучение ведёт к геномной неустойчивости, которая типична для самых агрессивных видов рака.
Неудивительно, что посредством проведения множества эпидемиологических исследований было доказано, что рентгеновское излучение и другие классы ионизирующего излучения являются причиной возникновения большинства разновидностей рака, встречающихся у людей. Мы в высшей степени уверены, что результаты наших исследований, посвящённых изучению важной причинной роли радиационного излучения, применяемого в медицине, в возникновении и развитии рака и ИБС, верны.
Уменьшение подверженности радиационному излучению в ходе медицинских процедур может привести и приведёт к снижению коэффициентов смертности — от рака — совершенно точно, а от ишемической болезни сердца — с чрезвычайно большой долей вероятности.
Часть 2. Несколько важных фактов о рентгеновском излучении и ионизирующем излучении в целом
Большинство врачей и других людей по достоинству оценивает способность рентгеновских лучей, позволяющую делать снимки, но — и их вины в этом нет — им известно слишком мало о биологическом воздействии рентгеновских лучей, которые не доходят до плёнки или других приёмников изображения.
Способность наносить увечья на уровне молекулярной генетики
Биологический урон от медицинских процедур, связанных с рентгеновским облучением, наносится не напрямую рентгеновскими фотонами, а электронами, которые эти фотоны «вышвыривают» с их привычных атомных орбит в тканях человеческого тела. Такие электроны, наделённые фотонами биологически неестественной энергией, покидают свои атомные орбиты и с высокой скоростью и высоким зарядом энергии проходят сквозь свои «родные» и соседние клетки.
Каждый такой электрон постепенно замедляется, поскольку по пути своего следования, порция за порцией, с регулярными интервалами сбрасывает биологически неестественную энергию в различные биологические молекулы.
Молекулярными жертвам становятся, конечно же, хромосомная ДНК, структурные белки хромосом и вода. И хотя каждый сбрасываемый «снаряд» передаёт лишь часть от общего объема энергии высокоскоростного и высокоэнергичного электрона, энергия одного такого снаряда часто намного превосходит любую энергетическую передачу, которая имеет место при какой-либо естественной биохимической реакции. Такие энерговыделения больше похожи на гранаты и небольшие бомбы.
Обманчивость свободных радикалов
Нет сомнений в том, что по пути следования каждого из описанных выше высокоскоростных и высокоэнергичных электронов, энерговыделения высвобождают различные виды свободных радикалов. Тем не менее, полагать, что биологическая активность рентгеновского излучения эквивалентна биологической активности свободных радикалов, которые обычно производятся в процессе естественного клеточного метаболизма, значит откровенно заблуждаться .
В естественной биохимии клеток такие уникальные по своей жёстокости и концентрации энерговыделения, происходящие под действием рентгеновских лучей, попросту отсутствуют. В результате атаки такими «гранатами» и «бомбочками», обе нити противостоящей им ДНК могут получать такие повреждения, которые намного превосходят уровень ущерба, который обычно наносится метаболическими свободными радикалами (и большинством других химических частиц) сопоставимому сегменту двойной спирали ДНК.
Ионизирующее излучение: беспрецедентно мощный мутаген
Тяжесть наносимого рентгеновским излучением (и другими видами ионизирующего излучения) урона, вот, что делает его беспрецедентно мощным мутагеном. После нанесённого им ионизирующим излучением комплексного генетического ущерба клетки не способны корректно восстанавливаться, а иногда они и вовсе не могут восполнить такие потери. Конечно, не все мутировавшие клетки умирают. Если бы все они умирали, то в мире почти не было бы рака и наследственных физических недостатков. Действительно, определённого рода мутации наделяют клетки пролиферативным преимуществом. Доказано, что воздействие рентгеновского излучения служит причиной геномной нестабильности — типичной для многих наиболее агрессивных форм рака.
В отличие от некоторых других мутагенов, рентгеновские лучи имеют доступ на генетическом уровне к молекулам всех внутренних органов, которые находятся в зоне попадания пучков рентгеновского луча. Попав в органы, даже один-единственный высокоскоростной, высокоэнергичный электрон, приведенный в движение рентгеновским фотоном, имеет шанс (далёкий от определённости) причинить такой ущерб, после которого клетки не поддаются восстановлению.
Вот почему нет такой дозировки, которую можно было бы назвать абсолютно безопасной (с нулевым риском) .
Распространённое мнение гласит, что по своей природе ионизирующее излучение в любых дозах способно наносить молекулам на генетическом уровне особо тяжёлые повреждения. По утверждению, которое приобретает характер доминирующего, процессы клеточного восстановления после повреждений, нанесённых молекулам на генетическом уровне, сомнительны или полностью отсутствуют.
Даже очень малые двойные дозы опасны рентген-индуцированными хромосомными мутациями
Неспособность клеток человеческого тела корректно восстанавливаться после ущерба, нанесённого хромосомам вследствие облучения радиацией любого вида, была продемонстрирована на людях, занятых в сфере атомной промышленности (которые получили свою экстра малую по коэффициенту минимальных доз дозу радиации) и в ходе множества исследований, посвящённых изучению человеческих клеток, подвергшихся воздействию малых доз рентгеновского облучения.
Помимо продемонстрированного отсутствия восстановления или несовершенного восстановления, такие исследования установили, что для структурных хромосомных мутаций достаточно чрезвычайно малых двойных доз рентгеновского излучения. (Под двойной дозой воздействия подразумевается такая доза, под действием которой происходит удвоение частоты мутации).
Например, двойная доза в случае с мутацией дицентрической хромосомы лежит в диапазоне доз, которым человек подвергается в ходе привычных процедур с использованием рентгеновского излучения, таких как КТ-сканирование и флюороскопия, — т.е. в диапазоне от 2 до 20 рад. Рад — это единица измерения поглощенной дозы, идентичная сантигрею. Мы, как и многие другие исследователи, предпочитаем употреблять более простое название: рад.
Рентгеновское излучение способно вызывать практически все известные виды мутаций — от самых распространенных до чрезвычайно сложных, от делеции одного нуклеотида до делеции целой хромосомы любого размера и расположения, и хромосомной перестройки любого типа.
Когда такие мутации не являются клеточными леталями, они приживаются и аккумулируются с каждым последующим воздействием рентгеновских лучей или ионизирующего излучения другого класса.
Рентгеновское излучение, применяемое в медицине, как доказанная причина рака у людей
Эпидемиологические данные доказывают, что ионизирующее излучение является причиной возникновения почти всех основных разновидностей рака, встречающихся у людей. Одни из самых убедительных доказательств получены в ходе изучения состояния пациентов медицинских учреждений, которые подвергались воздействию рентгеновских лучей — даже в минимальных разовых дозах.
Растущее количество подтверждений указывает на то, что используемое в медицинских целях рентгеновское излучение в 2-4 раза более мутагенно. чем высокоэнергичное бета и гамма излучение, из расчёта на рад воздействия. При этом преимущества использования рентгена несомненны.
В медицине радиационное излучение начали использовать почти сразу же после того, как в 1895 г. были открыты рентгеновские лучи Вильгельмом Рентгеном.
Сомнений в том, что применение в медицине радиации имеет массу преимуществ, нет. Открытия, о которых идёт речь в этой статье, не приводят доводов «против» использования радиационного излучения в медицинских целях. Но приводят сильные аргументы «за» получение всех этих преимуществ при использовании как можно более малых доз радиации, как в диагностической, так и в интервенционной радиологии.
(Под интервенционной радиологией, главным образом, но не исключительно, подразумевается применение методики флюороскопии для получения данных во время хирургических операций, а также во время установки катетеров, игл и другого оборудования.)
Некоторые из ведущих экспертов в области радиологии и физической радиологии, показали, каким образом в современной практике диагностической и интервенционной радиологии можно было снизить дозы рентгеновского облучения на 50% или даже намного больше — без какого-либо ущерба получаемой информации и с сохранением всех до единой процедур.
Роль радиационного излучения, применяемого в медицине, в возникновении рака и ИБС. Прошлое и настоящее
В нашей монографии представлены данные, основанные на двух гипотезах.
Радиационное излучение, применяемое в медицинских целях, является крайне важной (если не основной) причиной смертности от рака в цивилизованных странах в двадцатом веке. Здесь, главным образом, но не исключительно, имеется в виду рентгеновское излучение — в том числе применяемое в флюороскопии и КТ-сканировании. (В первой гипотезе речь идёт о причинах возникновения рака, поэтому вопрос лучевой терапии, к которой прибегают уже после того, как рак был диагностирован, не затрагивается).
Даже малые и умеренные дозы радиационного излучения, применяемого в медицинских целях, играют немаловажную роль в причинах смертности от ишемической болезни сердца (ИБС); возможный механизм развития болезни выглядит следующим образом: радиация вызывает мутации в коронарных артериях, что приводит к образованию дисфункциональных клонов (мини-опухолей) гладкомышечных клеток. (Такие виды ущерба, нанесенного сердечно-сосудистой системе, десятилетиями наблюдались и фиксировались при облучении очень высокими дозами радиации, и изредка походили на нарушения, вызванные ИБС.)
Эти гипотезы в контексте заболеваний, провоцируемых множественными причинами
Рак и ишемическая болезнь сердца хорошо известны как заболевания, возникновение и развитие которых провоцируется множеством факторов. В целях профилактики таких болезней главным является сокращение или исключение любых дополнительных факторов воздействия. В данной статье приведены доказательства того, что радиационное излучение, применяемое в медицинских целях, стало важным дополнительным фактором воздействия в большой доле случаев, составляющих статистику смертности от обеих болезней в Соединенных Штатах. К счастью, наглядно показано, что можно снизить применяемые дозы радиации, не исключая при этом никаких процедур.
Имеющиеся данные о применяемых врачами дозах излучения: на 100 000 населения
За период с 1985 по 1990 гг. в США проводилось примерно 200 миллионов диагностических обследований с использованием рентгеновского излучения в год, не считая 100 миллионов стоматологических рентгеновских обследований и 6,8 миллионов диагностических обследований в рамках ядерной медицины.
Источник этих данных предупреждает, что указанное количество может быть недооцененным, и к этим 200 миллионам, вероятно, следует прибавить ещё до 60%.
Неопределённым является не только точное количество проводимых ежегодно обследований, но и средние дозы радиационного излучения, применяемого в этих обследованиях. В обычной практике эти дозы на манекенах не измеряются, а в идеальной практике фиксируемые дозы значительно колеблются, порой, отличаясь в разы между различными медицинскими учреждениями, даже если речь идёт о пациентах одинаковой комплекции. Разница в дозировках, применяемых в отдельных учреждениях, была выявлена путём проведения нескольких исследований на местах, поскольку измерение доз рентгеновского облучения и фиксирование этих данных при проведении конкретных процедур не требуется.
Флюороскопия — основной источник доз рентгеновского излучения, потому что во время обследования пучки рентгеновских лучей остаются «активными». При флюороскопии дозы измеряются редко.
При обычных диагностических флюороскопических обследованиях общая доза излучения регулируется оператором. А когда флюороскопическое обследование ведётся во время операции и других недиагностических процедур, общая доза излучения зависит и от настроек, указанных оператором, и от конкретных обстоятельств.
Наша монография представляет собой первое крупное проспективное исследование фатальной ишемической болезни сердца, вызванной радиационным излучением, применяемым в медицинских целях. Результаты просто поразительны по своей убедительности. Такая крепкая взаимосвязь доз радиации и реакций организма не случайна.
Представленная нами унифицированная модель атерогенеза и случаев острой ИБС
Наше мнение (разделяемое многими другими учёными) заключается в том, что липопротеины плазмы не несут никаких физиологических функций в интимальном слое коронарных артерий, и что в обычных обстоятельствах соотношение их входа в и выхода из интимального слоя сбалансировано. Мы предполагаем, что прерывают этот процесс входа и выхода липопротеинов в/из интима/ы — с деструкциями, которые случаются лишь в определённых местах, — мутации, возникшие вследствие облучения радиацией в ходе медицинских процедур и в силу действия других мутагенов.
В представленной нами унифицированной модели некоторые мутации, произошедшие в гладкомышечных клетках, делают такие клетки дисфункциональными и наделяют их пролиферативным преимуществом — таким образом, чтобы они постепенно заместили правильно функционирующие гладкомышечные клетки в локализованном участке артерии (мини-опухоль). И эта «впайка» клеток, неспособных корректно обрабатывать липопротеины, становится местом хронического воспаления, что приводит к формированию атеросклеротической бляшки, фиброзное утолщение которой иногда слишком хрупкое, чтобы в ней содержалось высокотромбогенное липидное ядро.