В XXI веке во многих европейских государствах подчёркивается значение ориентации социально-экономической политики на повышение качества жизни населения. В 2004 г. Президент России впервые определил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России.
Качество жизни – социологическая категория, которая, по определению ООН, охватывает 12 аспектов «условий жизни» а именно: состояние здоровья, средства к существованию, воспитание, условия труда, занятость населения, потребление и запасы, транспорт и коммуникации, жилище и его строительство, одежда, отдых и развлечения, социальная уверенность и личная свобода. Европейская экономическая комиссия ООН систематизировала «социальные индикаторы» качества жизни в 8 групп: здоровье, качество рабочего места, приобретение товаров и бытовые услуги, возможности проведения свободного времени, чувство социальной уверенности, шансы развития личности, качество окружающей среды, возможность участия в общественной жизни [1].
По определению ВОЗ качество жизни – это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, стандартами и заботами.
В медицине исследуется преимущественно качество жизни, связанное со здоровьем, которое рассматривают как интегральную характеристику физического, психического и социального функционирования здорового и больного человека, основанную на его субъективном восприятии [2].
Первые исследования по влиянию заболеваний на человека, на его профессиональную деятельность, были проведены при обследовании населения в Австралии и Ирландии в 1851 – 1891 годах. В 1947 году профессор Колумбийского университета США D. А. Karnofsky впервые предложил нефизиологические методы оценки параметров рака; он дал оценку влияния химиотерапии на физические аспекты качества жизни неоперабельных онкологических больных [3]. В медицинском контексте термин «качество жизни» впервые был использован в 1966 году статье J. R. Elkinton «Медицина и качество жизни» журнала «Annals of Internal Medicine», посвященной проблемам трансплантологии [4].
В 1982 году R.M. Kaplan и Bush предложили термин «health-related quality of life» (качество жизни, обусловленное здоровьем), что позволило выделить параметры, описывающие состояние здоровья, заботу о нем и качество медицинской помощи из общей концепции качества жизни [5].
Для человека конца ХХ века ВОЗ разработаны следующие критерии оценки качества жизни, обусловленного здоровьем:
– физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);
– психологические (положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания);
– уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения);
– общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность);
– окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология);
– духовность (религия, личные убеждения) [6].
При изучении качества жизни оценивают три основных компонента, которые могут быть определены в личной беседе или с помощью специальных анкет:
– функциональные способности — возможность осуществлять повседневную деятельность, социальную, интеллектуальную, эмоциональную функции, достигать экономической обеспеченности;
– восприятие — взгляды и суждения человека о ценностях указанных выше компонентов, восприятие общего состояния здоровья, уровня благополучия, удовлетворенности жизнью;
– симптомы и их последствия — они являются следствием основного или сопутствующих заболеваний, снижаются или исчезают в результате вмешательства.
В настоящее время созданы несколько сотен методик, исследующих различные аспекты качества жизни, релевантного здоровью. С целью систематизации деятельности по изучению качества жизни в 1995 году во Франции был создан MARI Research Institute, который координирует исследования в данной области, утверждает разработанные опросники и рекомендует их к применению. В России большую роль в разработке методологии изучения качества жизни сыграл Межнациональный центр исследования качества жизни под руководством доктора медицинских наук, профессора А. А. Новика [7].
У пациента с онкологическим заболеванием некоторые параметры качества жизни приобретают определяющее значение, их можно идентифицировать и измерить. На основании субъективной оценки качества жизни, проведенной самим больным, можно получить интегрально-цифровую характеристику состояния здоровья больного. Методологическая основа, на которой базируются опросники, включает следующие положения:
1) специфичность к раку
2) многомерность в структуре (т. е. наличие нескольких шкал, характеризующих качество жизни)
3) возможность заполнения опросника самим больным
4) применимость в различных культурах [8].
Уникальность идеи исследования качества жизни состоит в том, что именно данная методология открывает возможности точного описания и измерения сложной гаммы многоплановых нарушений, которые происходят с онкологическими больными в процессе развития злокачественной опухоли.
Исследование качества жизни в онкологии играет исключительно важную роль, как в клинических исследованиях, так и в клинической практике. Изменение составляющих качества жизни особенно рельефно проявляется у онкологического больного, причем во многом они определяются этапом развития опухолевого процесса [9].
Исследование качества жизни онкологических больных проводится в Центре медико-социологических исследований г. Саратова с 2009 г. В исследование включены 75 больных женского пола трудоспособного возраста, находящиеся на стационарном лечении в Саратовском областном онкологическом диспансере с диагнозом рак молочной железы. В контрольную группу входили клинически здоровые лица. Выборочная совокупность составила 150 респондентов.
Исследование качества жизни проводилось с использованием международного опросника WHOQOL-100 (ВОЗ КЖ-100). Опросник ВОЗ КЖ-100 является субъективной мерой благополучия респондентов и их удовлетворенности условиями своей жизни. Он имеет модульную структуру, где ядерный модуль измеряет те аспекты качества жизни, которые являются общими для всех людей, а специфические модули применяются для оценки качества жизни тех, кто имеет определенные болезни или живет в особых обстоятельствах. Качество жизни рассматривается авторами опросника как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды [10].
При исследовании качества жизни онкологических больных, проблемы респондентов выявлены нами во всех исследуемых сферах. Отмечено значительное снижение качества жизни в физической сфере и сфере «Уровень независимости».
Полученные нами результаты позволяют рассматривать качество жизни как самостоятельный многофакторный показатель состояния онкологических больных. Введение в клиническую практику оценки качества жизни больных повысит объективность клинического заключения.
Динамическое исследование качества жизни после завершения лечения позволяет осуществлять мониторинг состояния больного в периоде реабилитации, отслеживать ранние и поздние осложнения заболевания, а также побочные эффекты лечения. На основании данных о качестве жизни могут разрабатываться комплексные программы медико-социальной реабилитации онкологических больных. Анализ качества жизни при планировании программы лечения онкологического больного представляется важным не только с позиции необходимости учета индивидуальных черт больного, но в связи с данными о высокой корреляции уровня качества жизни с показателями выживаемости при ряде злокачественных опухолей [11].