«Сохранить орган (или часть его) — благородная задача хирурга. Полное удаление органов, имеющих функциональное значение и играющих определенную роль в балансе организма, — калечащая, уродующая операция»
С. Б. Голубчин, д.м.н. профессор, акушер-гинеколог, 1958 год.
Очевидно, что нет женщин, которые бы с радостью восприняли новость о том, что им предстоит операция по удалению матки. Да и зачем, собственно, объяснять женщине, почему не надо удалять матку? Этот вопрос может показаться даже абсурдным, но, к сожалению, только на первый взгляд.
Ежегодно около миллиона женщин в России подвергаются операции по удалению матки, и в большинстве случаев показанием к этому является миома матки. Средний возраст женщин, которым проводится эта операция, — 41 год; по современным меркам это самый активный и насыщенный возраст женщины. Поражает то, что в 90% случаев этих женщин можно было бы вылечить без удаления матки. Другими словами, им была выполнена лишняя операция.
И самое шокирующее: от Владивостока до Калининграда, из года в год, как заклинание, звучат одни и те же слова гинекологов, отправляющих женщин на удаление матки: «Зачем вам матка, что вы в нее так вцепились. Вы же уже родили — зачем вам ходить с этим мешком с узлами? Это простая операция — вот увидите, вы даже ничего не заметите, кроме облегчения. У вас нет выбора: другие методы лечения неэффективны! Можете, конечно, попробовать, но вы все равно вернетесь к нам — и мы вам ее вырежем». Слова эти, увы, производят эффект, и в результате, по статистике, мы имеем около миллиона удаленных маток в год…
А может быть, они правы? И удаление матки — это на самом деле обоснованный метод лечения этого заболевания и нет никаких последствий от такого лечения? Не могут же так много гинекологов заблуждаться! К сожалению, могут.
Основная причина столь длительного господства лечебного радикализма в лечении миомы матки заключается в том, что уж слишком долго миома матки представлялась хоть и доброкачественным, но опухолевым процессом, а опухоль, как гласят каноны хирургии, должна быть удалена. Действительно, существует перечень органов, без которых человек может более-менее существовать. И с точки зрения многих гинекологов, в этом перечне матка стоит чуть ли не на первом месте.
Почему-то считается, что реализовав свою репродуктивную функцию, женщина совершенно безболезненно может расстаться с маткой, то есть к этому органу выработано своеобразное монофункциональное отношение. Ошибочное отношение. В то же время совершенно очевидно, что в организме нет лишних органов, и матка, помимо репродуктивной функции, несет и другие, определенная часть которых нам понятна, а какая-то до сих пор не вполне детально изучена. Упрощая, можно сказать, что, будучи интегрированной в целостный организм, матка поддерживает естественное физиологическое равновесие.
Человек может существовать без одной почки, легкого, части кишечника, но всем понятно, что это существование уже не совсем полноценного человека, так почему женщина без матки в сознании ряда врачей воспринимается с позиции здоровой? И действительно, уже много лет известно, что удаление матки влечет за собой развитие так называемого постгистерэктомического синдрома — симптомокомплекса расстройств эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем, возникающего после удаления матки и связанного с этим удалением прямой причинно-следственной связью. Отдельное место занимают последствия психологические — наличие матки является подсознательным элементом женственности, причастности к женскому полу. Наличие матки дает женщине постоянную внутреннюю уверенность в том, что она может родить ребенка. И даже в случае если она точно не желает больше иметь детей, безвозвратное лишение этой функции может быть для нее эмоционально неприемлемым.
Последствия удаления матки
С медицинской точки зрения удаление матки может иметь целый ряд довольно серьезных последствий.
Согласно большому исследованию, выполненному в Швеции (в течение нескольких десятилетий проводился скрупулезный анализ историй болезней более чем 800 тыс. (!) женщин, перенесших удаление матки), было отмечено существенное возрастание риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов и инсультов), если матка удалялась до 50 лет. Данное исследование было очень масштабным, так как проведен анализ последствий более чем за 30-летний период.
Другими словами, удаление матки влечет за собой серьезные проблемы для здоровья и повышает риск заболеваний, которые могут приводить к инвалидизации и даже смерти. Важно, что и врачи, и пациентки не ассоциируют появление этих заболеваний с удалением матки, так как эти осложнения развиваются не в ближайшее время после операции, а через год и позже.
Вот список возможных негативных последствий после удаления матки:
- Сердечно-сосудистые заболевания. При этом выяснено, что риск развития заболеваний может быть как в случае удаления яичников, так и при их сохранении, но отмечено, что при удалении яичников выраженность серьезных последствий для сердца и сосудов возрастает. См. подробнее.
- После удаления матки возрастает риск развития рака почек, молочной и щитовидной желез. См. подробнее.
- Возникает депрессия, раздражительность, бессонница, нарушение памяти, приливы жара к лицу.
- Отмечается повышенная утомляемость.
- Могут возникать нарушения мочеиспускания (учащенное мочеиспускание, недержание мочи).
- Часть женщин отмечает боли в суставах.
- Возрастает риск переломов за счет возможного развития остеопороза.
- Возрастает частота проблем в половой жизни (снижение либидо, боли при половой жизни, исчезновение вагинального оргазма, снижение интенсивности оргазма, сухость во влагалище).
- С большей вероятностью возникает опущение стенок влагалища.
- Возможно увеличение веса (развитие метаболического синдрома, развитие эндокринных заболеваний).
- Может наблюдаться выпадение волос.
Операционные риски
Кроме отдаленных последствий удаления матки, необходимо знать и о возможных последствиях самого хирургического вмешательства:
- Наркозные осложнения.
- Ранение соседних органов и магистральных сосудов во время вхождения в живот (особенно характерно для лапароскопических операций) и самой операции.
- Интраоперационное кровотечение, или отсроченное кровотечение из послеоперационной раны.
- Воспалительные осложнения.
- Кишечная непроходимость (опасное осложнение — необходима повторная операция).
- Перитонит.
- Тромбоэмболия легочной артерии.
Кроме этого, после подобного хирургического вмешательства требуется период реабилитации, который нередко продолжается до двух месяцев. Вот так на самом деле выглядит «простая операция» по удалению матки, так легко предлагаемая врачами женщинам с миомой матки.
Многим пациенткам, у которых подруги или родственники перенесли удаление матки, как правило, ничего объяснять не надо. Они сами часто говорят следующую фразу: «Матку я удалять категорически не буду! Я видела, во что превратилась моя мама (подруга, сестра, коллега). Мне такого не надо!»
Конечно, есть исключения, когда женщины довольны тем, что им удалили матку. Чаще всего это женщины, которые до удаления матки имели существенные проблемы (обильные длительные кровотечения, боли, учащенное мочеиспускание и т. д.). После удаления матки они избавились от этих симптомом, и «на контрасте» им кажется, что все изменилось к лучшему. Подчас они просто не обращают внимания на развивающиеся изменения в их организме, а чаще всего попросту не связывают их с удалением матки.
У небольшой части женщин все перечисленные симптомы могут быть выражены не так сильно, чтобы женщина обращала на это внимание. Возможно, это связано с тем, что яичники сохранили достаточное кровоснабжение и не случилось выраженного падения уровня гормонов.
Удалить матку и сохранить яичники?
Тут необходимо указать еще на одно лукавство гинекологов, предлагающих поскорее удалить матку. Часто ими подчеркивается тот факт, что яичники после операции останутся и продолжат полноценно работать, удаляется только матка — «больше не нужный мешок для вынашивания детей, набитый узлами». Это неправда! В процессе удаления матки в любом случае нарушается кровоснабжение яичников, так как пересекается один из важных путей кровоснабжения яичника — ветвь маточной артерии.
После операции яичники пытаются компенсировать недостающее кровоснабжение, но в большинстве случаев это не получается, и в условиях недостатка кровоснабжения в яичнике начинаются дистрофические процессы, приводящие к снижению выработки гормонов.
В целом можно до бесконечности продолжать приводить доводы в пользу сохранения матки, но хотелось бы высказать главную мысль: врач не вправе решать за пациентку, какие органы ей нужны, а без каких она, в принципе, может обойтись, руководствуясь при этом лишь соображением собственной выгоды и вводя ее в заблуждение.
Отсутствие у врача знаний обо всех имеющихся в настоящий момент методах лечения заболевания является его большим недостатком, от которого страдают его пациенты, сокрытие же или заведомо ложное информирование пациентки об альтернативных методах лечения должно рассматриваться не иначе как преступление.
Помните, что в современных условиях в подавляющем большинстве случаев миому матки можно лечить без удаления матки. Только наличие серьезных сопутствующих гинекологических заболеваний может оправдать удаление матки, во всех остальных случаях удалять этот орган не нужно.
И в качестве заключения
Ниже нам бы хотелось привести развернутую цитату из монографии выдающегося гинеколога М.С.Александрова «Хирургическое лечение фибромиом матки», которая была издана — внимание! — еще в 1958 году*.
В своем стремлении сохранить орган мы исходим из физиологического учения И. П. Павлова, что нарушение функции какого-либо одного органа не может не отражаться на всем организме в целом, вызывая в нем многообразные изменения и нарушения. Так, преждевременное прекращениеовариально-менструальной функции у женщин молодого и среднего возраста отрицательно сказывается на обмене веществ, неизбежно вызывает явления выпадений и преждевременное старение организма.М. К. Петровой доказано, что нарушение функций желез внутренней секреции неразрывно связано с состоянием нервной системы и приводит нередко к резко выраженным нервным расстройствам и тяжелым психическим заболеваниям.
Овариально-менструальная функция необходима для нормального состояния организма. Мы считаем, что преждевременное, а тем более искусственное прекращение менструаций в связи с удалением матки очень тяжело сказывается на организме женщины в целом и на ее нервной системе в частности.
Не менее важна для женщины и детородная функция. Можно привести много примеров, когда женщина, страдающая первичным или вторичным бесплодием, готова идти на любые операции для восстановления детородной функции. Бесплодие нередко вносит разлад в семейную жизнь.
К сожалению, мы должны констатировать, что операции по поводу доброкачественных опухолей принято производить радикально, с удалением всего органа, даже при поражении опухолью только части его. Это положение основано на предположениях о возможности перерождения доброкачественной опухоли в злокачественное новообразование и о самостоятельном возникновении злокачественной опухоли в оставляемой части органа. Поэтому некоторые хирурги и в настоящее время при удалении кистозных опухолей яичника недостаточно бережно относятся к яичниковой ткани, максимально иссекая последнюю, а иногда даже удаляют яичник полностью. Удаление вместе с опухолью большей части яичниковой ткани приносит женщине непоправимый вред, нарушая нормальную гормональную функцию, вызывая отсутствие менструаций и лишая женщину возможности беременеть.
При операциях по поводу фибромиом обычно принято обязательно удалять матку в независимости от возраста оперируемой, что лишает женщинуовариально-менструальной и детородной функции. К сожалению, только некоторые акушеры-гинекологи признают целесообразность применения консервативных операций.
Этиология заболевания раком до настоящего времени еще не выяснена, и мы считаем, что радикализм произведенной операции не может предохранить от последующего поражением рака органов, совершенно не измененных ранее. Поэтому есть ли здравый смысл в том, чтобы категорически отказываться от применения консервативных методов оперативного вмешательства, отдавая предпочтение радикальным при удалении доброкачественных опухолей? Мы считаем, что нет, и не видим никаких оснований к тому, чтобы по поводу доброкачественных опухолей оперировать только радикально и лишать тем самым женщин присущих им физиологических функций, обрекая их на последующие страдания. Особенно это относится к женщинам молодого и среднего возраста.
Мы с полной ответственностью можем утверждать, что при операциях по поводу доброкачественных опухолей их следует удалять радикально, а в части сохранения самого органа необходимо проявлять максимальный консерватизм.
Мы считаем, что одним из основных положений современной гинекологии должна являться реконструктивная восстановительная хирургия. „Современная оперативная гинекология должна строиться на принципах терапии, полностью или частично сохраняющей орган и его функцию, а это обусловливает необходимость уточнения показаний и противопоказаний к хирургическому лечению, разработке методов восстановительной хирургии в гинекологии“ (А. Б. Гиллярсон).
*Цитируется по изданию: М. С. Александров. Хирургическое лечение фибромиом матки, — Государственное издательство медицинской литературы «Медгиз», — 1958 г. Москва.
Еще раз подчеркнем, что данный текст был написан пятьдесят лет назад, а осмыслен, как понимаете, еще раньше. Печально признавать, что за это время практически ничего не изменилось, что остается та же огромная армия гинекологов, одержимых хирургическим радикализмом, а голоса врачей, настаивающих на сохранении органа, практически не слышны или так же быстро забываются, как это случилось с трудом М. И. Александрова. И это при том, что именно сейчас в нашем арсенале имеются великолепные методы органосохраняющего лечения миомы матки!
Идут годы, и с каждым годом около миллиона женщин в нашей стране подвергаются удалению матки по поводу миомы, процент операций уменьшается крайне медленно. Печально, не правда ли?