Плохая экологическая ситуация, рафинированное питание, стрессы, иммунодепрессивные атаки вирусов, бактерий и прочей живности, искусственные физические поля и многие другие факторы не прибавляют нам здоровья. Сегодня трудно встретить человека, полностью довольного состоянием своего организма — слабость, утомляемость, нервозность, нарушение сна и аппетита, незначительные и проходящие болевые ощущения, на которых мы не акцентируем свое внимание, знакомы всем. А ведь именно эти ощущения входят в симптомокомплекс «малых признаков» онкологической настороженности в ранней доклинической стадии развития опухолей. Современное диагностическое оборудование мало чем поможет в этом периоде, да и кому взбредет в голову посещать врача–онколога с такими «размытыми» и «общими» для всех жалобами?
Но когда симтомы заболевания приобретают более четкие границы и начинают создавать проблемы для повседненевной жизнедеятельности, нередко мы имеем весьма печальные диагностические находки. Если стадия развития опухолевого процесса позволяет — оперируем, если нет — проводим лучевую или химиотерапию. Умело комбинируя эти подходы, можно добиться длительной ремиссии и восстановления нормальной жизнедеятельности пациента, однако задача эта весьма непростая. Противоопухолевое лечение само по себе травматично и токсично для нормальных органов и тканей, тем не менее это оправдано, коль скоро ведется борьба с универсальным и практически бессмертным приспособленцем.
В связи с этим одной из наиболее важных задач, стоящих перед онкологами является разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения опухолей, которые в сочетании с традиционными методами, либо способны повышать противоопухолевый эффект терапии, либо снижать негативные побочные явления в нормальных органах и тканях, возникающие в процессе лечения. Сегодня в этом направлении работают многие профильные онкологические учреждения и, надо сказать, не безуспешно. Речь идет о физических и биологических факторах воздействия на злокачественные новообразования и на организм в целом. За последнее десятилетие значительно расширились возможности иммунодиагностики рака. По динамике показателей онкомаркеров и развернутых иммунограмм можно судить об эффективности лечения и степени развития онкологического процесса в организме. Близки к завершению разработки вакцин на основе клеточных компонентов пациента и донора. Широкий спектр иммуномодуляторов применяется в восстановительном периоде, после лучевых и химиотерапевтических курсов.
Из новых физических методов воздействия следует отметить местную и общую гипертермию и лазерную фотодинамическую терапию опухолей. Новизна этих методов не в возрасте. Как говорится, все новое — это переосмысленное по–новому старое. Появились новые технические возможности и новые поколения лекарственных препаратов, естественно, не на пустом месте. Методика оттачивается десятилетиями, пока не становятся инструментом в руках врача. Громоздкие и маломощные лазерные установки ушли в прошлое, а новые фотосенсибилизаторы хлоринового ряда не токсичны для нормальных органов и тканей, но обладают выраженным противоопухолевым эффектом. Причем, чем «злее» опухоль, тем сильнее ответ. Уникальные хлориновые антены способны активироваться низкоэнергетическим лазерным излучением, образуя при этом значительно больше активных молекул кислорода в злокачественных клетках, чем это было при использовании других препаратов. Таким образом опухоль получает первый прямой удар, от которого она пытается оправиться несколько суток. В этом периоде времени ее защитные механизмы ослаблены, а «внешний вид» привлекает внимание иммунных клеток организма, от которых следует не менее мощный второй удар в виде иммунного ответа.
Успех в лечении онкологических больных зависит от многих факторов: своевременность начала лечения, правильно выбранная тактика ведения каждого этапа заболевания, объективный и достаточный контроль в стадии ремиссии и неколебимая вера пациента в положительный результат. Здоровый и сильный дух — главный союзник больному телу. Врач может разработать и применить блестящую индивидуальную программу лечения, родственники и близкие пациента создать все необходимые условия, но если отчаяние и депрессия поселились в душе больного и одерживают верх, очень трудно добиться выраженного положительного эффекта и стойкой ремиссии. Ведь онкологическое заболевание — не шишка на ровном месте — «убрал и забыл». Нужна коренная перестройка организма, а депрессия и постоянный стресс — злейшие враги реактивности организма на всех уровнях от иммунологии до нейро–гуморальной регуляции. Одними уколами, таблетками, травками и «снятием порчи» здесь не обойдешься.
Бытует мнение, что официальная медицина не приемлет методы народной и традиционной и наоборот. Ворчание (а иногда и лаянье) друг на друга действительно имеет место, но мне кажется, что эта проблема надуманная. Цель одна — вылечить или облегчить состояние больного, методы по сути одинаковые — разрушить, «рассосать», отторгнуть опухоли скальпелем, лучом или ядом и биополем. Не оригинальна глубокая очистка с выведением паразитарной флоры и глистов. В отделениях детоксикационной и восстановительной терапии проводят аналогичные процедуры. А наиболее действенные противоопухолевые химиотерапевтические средства имеют растительное или бактериальное происхождения. Разница в том, что официальная медицина опирается на могучую статистическую базу по использованию своих методов и ориентирована на поток, а народной ближе индивидуальный подход. Одни лечат болезнь, другие больного. Наглядный пример к размышлению — «медицина — это ремесло или искусство?». Хорошие врачи (а их у нас, поверьте, немало) не гнушаются никакими действенными методами на пользу больного. А уж если не всегда получается, как задумаешь, так ведь онкология болезнь такая — не дай Бог никому.