Асцит — самое частое осложнение рака желудка. Скопление жидкости в брюшной полости может оказаться первым признаком онкологического заболевания, позволяющим обратить внимание на неблагополучие в организме. Но чаще всего асцит развивается в метастатической стадии рака.

Большая часть пациентов с метастазами имеют асцит той или иной степени выраженности.

Распространение отсевов опухоли по брюшине может привести к выработке большого количества жидкости. Нет закономерности между размерами или количеством опухолевых узлов и скоростью накопления, а также количеством вырабатываемой жидкости. Источник образования экссудата — кровеносная капиллярная сеть листков брюшины, всасывание осуществляют лимфатические сосуды.

Существуют два основных механизма асцита:

  1. Метастазы по брюшине увеличивают проницаемость кровеносных и вызывают обструкцию лимфатических сосудов, которые в норме способны вывести жидкости в 20 раз больше, чем выработалось.
  2. Нарушение оттока лимфы при опухолевом поражении лимфатических узлов брюшной полости, когда изменённые лимфоузлы не могут «качать» лимфу по сосудам.

Как проявляется асцит при раке желудка?

Минимальный по объёму асцит выявляют только при инструментальном исследовании – УЗИ или КТ брюшной полости. Умеренный асцит, начиная с объёма жидкости более литра-полутора, врач определит при обычном осмотре. УЗИ брюшной полости позволит определить объём экссудата.

Пациент замечает неблагополучие только при значительных количествах, потому что симптомы нарастают постепенно. Довольно долго организм способен адаптироваться к нарастающему в брюшной полости объёму жидкости. Остаётся без должного внимания и увеличение окружности талии — его относят на счёт метеоризма или прибавки веса.

При избытке жидкости в брюшной полости поднимается купол диафрагмы, что затрудняет глубокое дыхание, нарушается вентиляция нижних отделов лёгких и возможна активизация инфекции дыхательных путей.

Повышение внутрибрюшинного давления усугубляет лёгочно-сердечную недостаточность, приводит к тошноте и рвоте при приёме небольшого количества пищи и воды. Прогрессирует варикозное расширение геморроидальных вен и отёчность нижних конечностей.

Как бороться с асцитом?

На первом этапе асцит пытаются уменьшить сокращением выпиваемой жидкости и употребления пищевой соли, приёмом мочегонных препаратов. Результаты такой терапии более чем скромные, поскольку опухолевые узлы продолжают выработку патологической жидкости. Вторым номером во всех национальных рекомендациях по лечению асцита идёт удаление жидкости через небольшой прокол передней брюшной стенки – лапароцентез.

До настоящего времени не удалось предложить более действенного способа борьбы с асцитом, чем лапароцентез, хоть обеспечение самой манипуляции существенно улучшилось. Технически без особой сложности можно удалить всю накопившуюся жидкость, сколько бы её ни было. За один приём организм способен перенести выведение около 5-6 литров жидкости.

Утрата большего объёма изменит давление в брюшной и грудной полостях, что бесследно не пройдёт, ведь за несколько минут органы радикально поменяют своё положение, приток крови в сосуды увеличится. Пациент испытает ощущения падения в «воздушную яму», из которой не выбраться без реанимационных мероприятий.

Классическая медицина предлагает удаление большого асцита за несколько этапов, к примеру, за несколько дней, каждый раз заново выполняя новый прокол брюшной стенки. Сегодня имеется возможность щадящего постепенного выведения большого количества жидкости – с помощью установки специальной перитонеальной порт-системы, что физиологично – жидкость выводится медленными темпами, как и накапливалась, а смещённые органы постепенно встают на определённое природой место.

Проблема дефицита белков

В асцитической жидкости содержится большое количества белка — более 30 грамм в литре, который худо-бедно всасывается из брюшной полости, хоть и не способен ликвидировать дефицит, но всё-таки какие-то граммы участвуют в жизнедеятельности организма. При лапароцентезе белок теряется безвозвратно — с каждым литром 30 грамм. Получается замкнутый круг, когда из-за значительного ухудшения состояния невозможно не удалять жидкость, но и удаление даёт малое облегчение, так как вместо признаков сдавления и смещения органов приходят симптомы усугубления белковой недостаточности.

Часть потерянного с асцитической жидкостью белка способен восполнить альбумин, вводимый внутривенно. Стоимость альбумина довольно высокая, но это неустранимая неизбежность. Более дешёвые небелковые препараты позволяют компенсировать утраченный сосудистым руслом объём жидкости, но не влияют на дефицит белков крови. Контролируют достаточность внутривенной инфузии альбумина по анализам крови на содержание белков.

Возможно ли радикальное лечение асцита?

Хирургическое удаление метастатических узлов, разбросанных опухолью по всем листкам брюшины нереально. Во время оперативного вмешательства по поводу первичного рака желудка практикуют удаление листков брюшины с очень мелкими метастазами и на ограниченном пространстве. Для такой манипуляции необходимо условие: метастаз должен ограничиваться только самим серозным листком, ни клетки опухоли не должно прорасти в окружающие ткани, а опухоль имеет низкую степень злокачественности.

Химиотерапия при асците

Успехи химиотерапии при раке желудка скромны, но они есть. Ещё десять лет назад введение цитостатиков в брюшную полость после удаления излишней жидкости признавалось нецелесообразным. И дело не в отсутствии разительных позитивных результатов — токсические реакции на лекарственные средства ухудшали и без того плохое самочувствие пациента.

Основная причина неудовлетворённости внутрибрюшинной химиотерапией была не столько в недостатках самих лекарств, сколько в невозможности создания условий для их оптимального контакта с опухолью: концентрация препарата снижалась постоянно пребывающим экссудатом, а частота введения цитостатика была ограничена необходимостью каждый раз заново выполнять лапароцентез .

Сегодня интраперитонеальная – внутрибрюшинная химиотерапия с помощью лапаропортов считается одним из перспективных направлений современной терапии.

Во время небольшой операции имплантационная порт-система устанавливается в передней брюшной стенке на уровне VIII-IX межреберья и фиксируется к рёберной дуге, что в дальнейшем позволяет создавать более высокую концентрацию химиотерапевтических препаратов в брюшной полости.

В клинических исследованиях в брюшной полости удавалось создавать в 20 раз более высокую концентрацию препаратов платины и в 1000 раз таксанов с более длительной экспозицией. Естественно, часть препарата всасывается, что сопряжено с токсическими реакциями, но качественная симптоматическая терапия и квалифицированное сопровождение лечения – «дело техники» наших врачей.