Она встречается в 1,9% случаев новообразований и дисплазии. Остеома относится к доброкачественным первичным опухолям скелета, наиболее простым по гистологическому строению. Этот вид опухоли не повторяет в своем строении нормальную кость, но очень близок к ней.

Остеомами называются истинные опухоли, продуцирующие в своей паренхиме костную ткань. Представление, что остеома является окостеневшей фибромой или хондромой, неверно. Костный экзостоз как проявление хондродисплазии не есть остеома, основу которой составляют не окостеневшая ткань, а опухолевые клетки зрелой сформированной костной ткани.

Расширение понятия «остеома» — частая ошибка, связанная с неправильными представлениями об этой опухоли и дисплазиях скелета, подвергающихся обызвествлению. Так, в книге И. Г. Лагуновой «Опухоли скелета» приведена серия рентгенограмм больных с окостеневшими экзостозами, возникшими на почве экзостозной хондродисплазии и неправильно трактующимися как остеомы.

Правда, остеома генетически нередко носит врожденный характер, бывает множественной и сочетается с пороками развития. Н. Н. Петров (1956) называл остеомы «заведомо эмбрионально подготовленными разрастаниями», считая их опухолями из эмбриональных зачатков. Т. П. Виноградова (1962) отмечала, что большая часть остеом представляет собой пороки развития костной ткани, а не истинные опухоли.

Вместе с тем часть остеом развивается в постнатальном периоде, не связана с пороками развития и является не обызвествлением какого-либо диспластического очага, а истинным развитием опухолевых костных клеток. Различают компактные, губчатые и смешанные (медуллярные) остеомы. Мы не можем подтвердить указания на преимущественную частоту губчатых остеом перед компактными (И. Г. Лагунова, 1962), так как в наших наблюдениях лишь у одного больного имелась гистологически доказанная губчатая остеома.

В остальных случаях количество компактных и смешанных форм было одинаковым. Остеомы локализуются чаще всего по краю кости, лишь однажды мы встретили эндостеому. У наблюдавшихся нами больных с остеомами (29 человек, из них 18 мальчиков и 11 девочек) наиболее часто опухоль располагалась в ногтевой фаланге I пальца стопы (у 11 больных), большеберцовой кости (у 7), черепа (у 6 больных, у одного с множественными поражениями).

У одного ребенка опухоль была в локтевой, у одного — в таранной, у одного — в плюсневой кости и у двух — в средней фаланге II пальца кисти. Дети были в возрасте от 4 до 15 лет. Преимущественную локализацию остеом в костях свода черепа, на что имеются отдельные указания в литературе, мы подтвердить не могли. Остеомы ногтевой фаланги большого пальца располагались на узкой ножке, остеомы длинных трубчатых костей и черепа — на широком основании.