Под комплексным лечением понимают вид терапии, в который входят два или несколько разнородных воздействий на опухолевый процесс, но при этом обязателен хотя бы один метод лечения, направленный на уничтожение опухолевых клеток, циркулирующих в кровяном русле или осевших в тканях за пределами местно-регионарной зоны поражения. Метод предусматривает комбинацию хирургического и/или лучевого лечения с химио-, гормоно- и иммунотерапией. Речь идет, таким образом, о проведении в той или иной последовательности различных мероприятий, характеризующихся неодинаковым влиянием на опухоль и организм и направленных как на местно-регионарный процесс, так и на весь организм в целом.

Сюда относятся, например:

  • предоперационное лучевое лечение + хирургическое лечение + химиотерапия;
  • предоперационное химиолучевое лечение + хирургическое лечение + химиотерапия;
  • хирургическое лечение + лучевая терапия + гормонотерапия;
  • химиотерапия + хирургическое лечение;
  • хирургическое лечение + химиотерапия или гормонотерапия;
  • лучевое лечение + химиотерапия + гормонотерапия.

Таким образом, лекарственный, т.е. химиотерапевтический, элемент занимает в комплексном методе лечения одно из ведущих мест, причем, по мнению большинства исследователей, без него лечение не может быть названо комплексным. Химиотерапевтический, гормонотерапевтический и иммунотерапевтический компоненты используются как для воздействия на первичную опухоль, так и с целью подавления возможных субклинических рецидивов и метастазов.

Химиотерапия, проводимая в рамках комплексного лечения, в частности после операции, с целью подавления возможных субклинических очагов опухолевого роста, опухолевых клеток и их комплексов в зоне операционного вмешательства, а также в кровеносном русле, называется адъювантной, профилактической, вспомогательной. По определению ее следует отличать от химиотерапии, применяемой с лечебной целью в качестве самостоятельного или дополнительного воздействия на первичную, рецидивную опухоль и выявленные метастазы; такое лечение чаще всего носит паллиативный характер.

Адъювантная химиотерапия находится в стадии интенсивного изучения, но остается пока еще на уровне клинического эксперимента. Для некоторых нозологических форм опухолей (например, остеогенная саркома, саркома Юинга, злокачественные опухоли яичка, нефробластома, некоторые формы меланомы и др.) целесообразность проведения адъювантной химиотерапии уже не вызывает сомнений. Известные перспективы открываются по мере изучения и внедрения в клиническую практику методов химиоиммунотерапии.

В последнее десятилетие все большее внимание в рамках комплексного лечения придается предоперационной, или неоадъювантной, индукционной химиотерапии.

Основной целью лечебной стратегии при использовании этого метода обобщенно являются:

  • уменьшение размеров опухоли;
  • снижение агрессивности опухоли на определенный период.

Далее предпринимаются хирургическая операция и последующие противоопухолевые мероприятия. В результате расширяются показания к выполнению хирургических вмешательств. Неоадъювантная химиотерапия — новый вариант лечения, требующий еще всестороннего углубленного изучения при различных нозологических формах злокачественных новообразований. Он может оказаться весьма перспективным при лечении рака молочной железы, сарком мягких тканей, сарком костей, забрюшинных злокачественных опухолей и др.

По сводным данным, комплексное лечение создает возможность увеличить эффективность хирургических методов в целом на 12-15%. В связи с разработкой новых подходов к лекарственной терапии злокачественных опухолей, созданием новых классов препаратов с цитостатическими свойствами, развитием рациональных методик полихимиотерапии, например высокодозной цитостатической терапии, и разработкой способов снижения токсического действия специфического противоопухолевого лечения возможности комплексного лечения, основанного на учете биологии опухолей и регуляторных механизмов организма, безусловно, расширяются. Однако, как считает И.П. Терещенко и соавт. (1989), несмотря на раскрытие все новых особенностей опухолевой клетки и механизмов регуляции ее жизнедеятельности со стороны организма, «. разрабатываемые на этой основе новые подходы и методы лечения злокачественных новообразований не дают ожидаемого эффекта. В связи с этим не ослабевает интерес исследователей к различным новым физическим факторам воздействия, механизм биологической активности которых мало изучен». Как отмечает один из ведущих онкологов СНГ В.И. Чиссов (1999), в современной клинической онкологии утверждается тенденция комплексного использования широкого арсенала физических методов воздействия практически на всех этапах радикального и паллиативного лечения онкологических больных с целью повышения его эффективности, улучшения функциональной и социально-трудовой реабилитации. Он указывает, что данное направление в онкологии имеет большие перспективы и будет активно развиваться в ближайшее десятилетие.

С этих позиций большой научный и практический интерес приобретает многокомпонентное лечение как направление, включающее, наряду с традиционными, классическими, видами терапии злокачественных опухолей, новые методы, целесообразность которых обоснована и уже подтверждена клинической практикой. Использование этого термина на современном этапе развития онкологии представляется весьма рациональным прежде всего с позиций общей ориентировки врача среди многочисленных методик лечения и упорядочения терминологической путаницы, отражающейся на качестве оценки результатов.