Электросон по глазнично-затылочной методике от аппарата «ЭС-4т» был проведен 18 больным, страдавшим фантомными болями. Частота импульсов тока составляла 15—35 Гц. Силу тока доводили до ощущения «ползания мурашек». Продолжительность процедуры постепенно увеличивали от 30 до 60 мин. Проводили процедуры ежедневно. На курс лечения назначали 10—12 процедур.

Магнитотерапия от аппарата «Полюс-2» проводилась следующим образом. Прямоугольные индукторы устанавливались без зазора и давления. 1-й индуктор — на проекцию тазобедренного сустава, 2-й индуктор — вдоль культи или на послеоперационные рубцы (при ампутации конечности). При экзартикуляции и межподвздошно-брюшном вычленении — на область операции два индуктора. Применяли синусоидальный ток, 50 Гц, режим непрерывный, индукцию 25—40 мТ, экспозицию 15—20 мин. Процедуры проводили ежедневно, по 10—12 процедур на курс лечения. Лечение было проведено всем 21 больным, перенесшим калечащие операции по поводу опухолей костей.

Электростимуляция разгибателей тазобедренного сустава, приводящих мышц бедра и внутренних ротаторов бедра проводилась 15 больным после ампутации нижней конечности на уровне бедра от аппарата «Амплипульс-4» в положении больного лежа на спине. 1-й электрод площадью 100—150 см2 помещался на переднюю поверхность культи бедра, 2-й электрод 100—150 см2 — на заднюю поверхность. Применяли режим 1, род работы 2, частоту 80—100 Гц, глубину модуляций 100%, Sj — S2—1—1,5 с. Силу тока доводили до выраженного сокращения мышц. Продолжительность процедуры колебалась от 5 до 10 мин. Процедуры проводили ежедневно, по 10—12 процедур на курс лечения. При выраженных сгибательно-отводящих контрактурах и на этапе обучения ходьбе на протезе осуществлялась по указанной методике электростимуляция ягодичной мышечной группы.

15 больным, перенесшим ампутацию нижней конечности на уровне бедра, назначали массаж культи, ягодичных мышц, спины и верхних конечностей с ручной редрессацией тазобедренного сустава. 6 больным после экзартикуляции нижней конечности и межподвздошно-брюшно- го вычленения был проведен массаж сохранившейся нижней конечности, ягодичных мышц и мышц таза, спины, плечевого пояса.

Путем протезирования возможно восстановление опорной функции конечности, а значит, возвращение больного к труду, к жизни в семье и обществе.

Качество дальнейшей жизни и деятельности больного тесно связано со степенью овладения пользования протезом. Процесс обучения является довольно длительным и кропотливым трудом, при котором требуются настойчивость и целеустремленность пациента и специальные занятия лечебной физкультурой под руководством обученного медицинского персонала. Обучению и направленной тренировке принадлежит огромная роль в компенсации функции не только утерянной конечности, но и в восстановлении и нормализации соматического и психического состояния человека, вновь становящегося способным к жизни, прерванной болезнью. Хождение с протезом сопровождается значительной нагрузкой, поэтому физическая тренировка всего организма является залогом успешного, полноценного протезирования.

Обучение онкологических больных пользованию протезами нижних конечностей имеет ряд специфических особенностей по сравнению с людьми, лишившимися ног по причинам, не связанным со злокачественными новообразованиями. Это изменения психики больных, необходимость ограничения длительности занятий и снижение общей физической нагрузки в связи с общей астенизацией, связанной с основным заболеванием и специфической терапией. Перечисленные обстоятельства оказывали влияние на приемы лечебной гимнастики с ее специфическими задачами, решение которых у данной категории больных приходится на определенные периоды пребывания в стационаре.

  • 1 период — «Предоперационный», с момента поступления до момента операции.
  • 2 период — «Послеоперационный»:

г- с момента операции до 2—5 -х суток после нее;


г- с 3 —6 -х суток до момента заживления раны;

г- с момента заживления раны до выписки больного.

Главной задачей предоперационного периода являлось психологичес - кое воздействие на больного. Во время занятий лечебной физкультурой внимание пациента переключается на выработку определенных навыков, необходимых в послеоперационном периоде. Больной ориентируется на подготовку к протезированию. Во время занятий настоятельно подчеркивается значение регулярных, активных, целеустремленных самостоятельных занятий в палате при четком самоконтроле общего самочувствия и частоты пульса. Все это успокаивает человека.

Вторая задача этого периода состояла в обучении навыкам правильного, ритмичного, полного дыхания.

Третья задача — обучение хождению с костылями, специально подогнанными в соответствии с ростом. Обращается внимание на составные элемента шага, ширину шагов, перенос центра тяжести, сохранение правильной осанки и равновесия, хождение по лестнице. Больной знакомится также с устройством «ходилки»-балкончика и с правилами пользования тростью.

Четвертая задача — максимальная тренировка вестибулярного аппарата, потому что ходьба, как известно, является с точки зрения биомеханики непрерывным процессом потери и восстановления равновесия тела. Эти же упражнения использовались для укрепления мышц здоровой ноги. Лечебно-гимнастические упражнения с большой физической нагрузкой с целью тренировки всех мышечных групп в предоперационном периоде не должны назначаться.

Основной задачей послеоперационного периода являлось предотвращение послеоперационных легочных осложнений. Дыхательные упражнения предлагаются больным сразу после пробуждения их от наркоза.

Вторая, не менее важная задача раннего послеоперационного периода — профилактика контрактур в суставах усеченной конечности. В это время человек должен лежать на щите, находящемся под матрацем. Инструктор ЛФК следит за правильным положением усеченной конечности, не допуская флексорно-абдукторной позы в тазобедренном суставе при ампутации бедра и флексорного положения голени по отношению к бедру при ампутации голени. Кроме того, некоторые гимнастические упражнения, включаемые в лечебный комплекс, направляются на активизацию мышечной деятельности.

Занятия с больным в этом периоде должны быть короткими (по 5—10 мин), но проводиться многократно в течение дня.

В подготовительном к протезированию периоде лечебная физкультура проводилась индивидуально с каждым больным и включала в себя общеукрепляющие и специальные упражнения. К специальным упражнениям относились фантомно-импульсивная гимнастика, упражнения на укрепление мышц культи, тазобедренного сустава, туловища, сохранившейся нижней конечности, плечевого пояса и на тренировку опорной функции верхних конечностей, координации равновесия.

Фантомно-импульсивная гимнастика выполнялась в положении сидя или лежа в течение 3—10 мин. Упражнения были направлены на напряжение усеченных мышц путем посылки импульсов на сгибание или разгибание, не производя движений сохранившейся нижней конечности. При ампутации бедра гимнастику можно сочетать с движением культи. После экзартикуляции и межподвздошно-брюшного вычленения при импульсивной гимнастике больные напрягали ягодичные мышцы в положении лежа, сидя и стоя (при экзартикуляции) в течение 1—3 с.

Упражнения на укрепление мышц культи и суставов проводили в зависимости от вида операции в различных исходных положениях. При ампутации бедра внимание уделяли разгибателям культи и приводящим мышцам бедра.

Упражнения на укрепление мышц туловища и ягодичных мышц сопровождаются повышенным напряжением. Поэтому они проводились под контролем методиста, который руководствовался принципом их рассеивания, и назначались после консультации терапевта. Упражнения включали наклоны и повороты верхней и нижней половины туловища в сторону операции из различных исходных положений, тренировку мышц спины, живота, ягодичной области, движений таза вперед и т. и.

Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и сохранившейся нижней конечности, восстановление координации движений проводились всем больным с множеством вариантов. Особое внимание обращалось на расслабление мышц сохранившейся нижней конечности, что больным плохо удавалось до начала ЛФК.

Последние две серии лечебных упражнений имели неоценимое значение после межподвздошно-брюшного вычленения, т. к. у больных наблюдалась асимметричная нагрузка на один седалищный бугор, крестец, копчик, сохранившуюся нижнюю и верхние конечности при сидении, а также искривление позвоночника.

Для ликвидации нарушения самостоятельного мочеиспускания у 3 больных после межподвздошно-брюшного вычленения назначалась электростимуляция от аппарата «Амплипульс-4» по следующей методике. 1-й электрод 200 см2 располагали в пояснично-крестцовой области, 2-й электрод 50 см2 — над лобком. Силу тока доводили до ощущения вибрации. Применяли режим 1, род работы 2, частоту 30—50 Гц, глубину модуляций 100%, Sj — S2—2—3 с. Продолжительность процедуры — 10— 15 мин, ежедневно. На курс лечения назначали не более 10 процедур.

В результате комплексного лечения фантомных болей, включающего электросон, магнитотерапию и массаж, все 18 больных через 12—14 дней были избавлены от этих страданий и отказались от наркотических анальгетиков. Боли в области операции, в том числе ампутационные, и тянущие рубцы перестали беспокоить людей через 10—12 дней низкочастотной электротерапии, магнитотерапии и массажа. У 7 больных после ампутации бедра явления флебита исчезли на 10—12-й день лечения магнитным полем. Электростимуляция мочевого пузыря у 3 человек после межпод- вздошно-брюшного вычленения способствовала восстановлению самостоятельного мочеиспускания через 1—2 процедуры при задержке мочи в течение 3—4 дней после операции. Данным больным электростимуляция после восстановления мочеиспускания была продолжена до 10 процедур с расположением электродов на пояснично-крестцовой области (пара- вертебрально) с целью укрепления мышц и обезболивающим эффектом, что и было достигнуто в 100% случаев.

Выбор и использование указанных выше физических факторов и ЛФК преследовали двоякую цель: лечение нарушений, сильно беспокоящих больных — фантомных болей, болей в области операции, тянущих рубцов, и физическая подготовка к протезированию.

Применение физических факторов, массажа и лечебной физкультуры улучшило настроение людей; у них появилась уверенность в своих силах и надежда возвратиться в общество, возродилась жажда жизни. У больных после ампутации нижней конечности увеличилась окружность культи за счет мышечной массы, исчез отек, объем движений в тазобедренном суставе стал полным, культя не имела вынужденного положения при ходьбе с помощью костылей. Укрепленные мышцы туловища, ягодичной области обеспечили правильную осанку — без перекоса таза во фронтальной плоскости при вертикальном положении пациента с опорой и ходьбой с костылями. Больным после меж-подвздошно-брюшного вычленения магнитотерапия, электростимуляция, массаж и ЛФК помогли помимо избавления от болевого синдрома в области операции и позвоночнике укрепить необходимые для дальнейшего пользования протезом и ранее гипотрофированные мышечные группы.

Таким образом, проведенное лечение подготовило больных к протезированию в течение 12—14 дней после заживления послеоперационной раны. Время протезирования зависело уже только от изготовления самого протеза.

После получения протезов больных обучали пользоваться ими. Этим занимались методисты лечебной физкультуры индивидуально с каждым. На первом этапе освоения протеза основное внимание уделялось стоянию на протезе с равномерной нагрузкой на обе нижние конечности, обучению перенесения веса тела с сохранившейся конечности на протезированную. При сохранении правильной осанки и умении удержать равновесие на протезированной конечности в течение 2—3 с переходили к разучиванию и закреплению элементов шага и выносу протезированной конечности движением таза вперед (при экзартикуляции). Координированные шаговые движения обеими нижними конечностями при правильной осанке и положении таза позволяли начинать выработку координированной ходьбы, приближающейся к ходьбе здорового человека. Это был самый длительный этап ЛФК, продолжавшийся и после выписки больного из стационара. Его успешность зависела от подготовленности и тренированности больного.

Итак, низкочастотная электротерапия, магнитное поле, массаж и ЛФК— высокоэффективные методы лечения анатомо-функциональных нарушений у больных после калечащих операций по поводу опухолей костей, подготовки к протезированию и обучения пользоваться протезами.