Проблемам деонтологии в онкологии всегда от­водили важное место. Не случайно одним из основоположников клинической онкологии H.H. Петровым в книге «Вопросы хирур­гической деонтологии» проблемы онкологической деонтологии рас­сматриваются весьма подробно.

Страх населения перед раком велик. Первичная эмоциональная реакция больных только на направление их к онкологу. заключается в паническом страхе бо­лее чем у 65% опрошенных, при этом у 19% она проявляется в неу­веренности в том, что они смогут вернуться домой, в составлении семейных наказов и завещаний, а у 6% — в мыслях о самоубийстве. Мно­гие считают, «если рак — спасения нет». Такая ситуация обусловлена тем, что население осведомлено о всех случаях, которые заканчива­лись трагически, и совершенно не знает о тех больных, у которых рак выявлен и излечен своевременно. Этому в определенной мере способствует соблюдение правила неразглашения врачебной тайны.

В последнее время проблемы деонтологии в онкологии приобретают новые черты в связи с успехами в диагностике и лечения только ранних, но и ряда выраженных форм злокачественны холей. На повестку дня встала необходимость обсуждать отказ от лечения рака у пациентов, выявленных в доклинической стадии и, естественно, не чувствующих себя больными, а также вопрос психологии другой категории больных с клиническими проявлениями на первых этапах онкозаболевания, объясняющих свои ощущения случайными причинами и пытающихся исцелиться от рака с помощью экстрасенсов и разного рода нетрадиционных средств.

Особую значимость сохраняет деонтология в онкологии и в отношении больных, страдающих тяжелыми, трудноизлечимыми онкозаболеваниями когда от медицинского персонала и родственников требуется хорошо продуманная, поэтапная психологическая работа в сочетании с паллиативными медицинскими мероприятиями, мобилизации личных качеств и опыта.

Совершенно очевидно, что решение вопросов деонтологии в онкологии не может быть однозначным. Это связано со стадией, перспективами лечения, психическим состоянием больного на разных этапах обследования, лечения и диспансерного наблюдения. Каждый студент, а тем более врач. должен представление о надлежащем поведении у постели онкологического больного. Необходимо помнить, что неадекватность поведения и нарушение деонтологических норм в онкологии могут повлечь бой тяжелые последствия и отразиться на результатах лечения.

Деонтология — наука о должном

В профессиональном плане деонтология является составной частью буквально всех сторон медицинской практики. Ключевым в онкологической деонтологии является вопрос о том, говорить или нет пациенту правду о заболевании. Как должным образом поступить, чтобы эти сведения были полезны самому больному? Как убедить больного в необходимости применения специальных методов обследования и последующего лечения, которые нередко являются травматичными, а порой — калечащими.

Серьезность прогноза онкозаболевания, возможность появления рецидивов при, казалось бы, радикальном излечении, вынуждает не раскрывать всей сути патологического процесса. Однако вовсе не значит, что больных необходимо на каждом шагу обманывать. Речь идет лишь о «несгущении красок». Все объяснения с больным должны строиться на фактических данных.

После «первичной эмоциональной реакции» у каждого пациента с онкологическим заболеванием спустя определенное время появ­ляется «реакция отталкивания» или «сомнения» («возможно, это не так» или «если и есть что-то, то не сильно запущенное»). Подобные мысли — это та «соломинка», за которую хватается «утопающий». Долг врача — поддерживать это сомнение, создавая «оптимальный план лечебно-диагностических мероприятий при максимальном щажении психики».

Психологическая подготовка больного начинается до поступле­ния в онкологическую клинику и продолжается в процессе обсле­дования. Нет необходимости разубеждать больного в том, что у него нет рака. Напротив, перед тем или иным исследованием, например лапароскопией, следует высказать определенные сомнения в диаг­нозе и обосновать необходимость их разрешения путем непосред­ственного осмотра и взятия мазков на микроскопию. Следует объ­яснить больному суть исследования, сказать о его безопасности.

Доверительная беседа с больным, основанная на реальных фак­тах, но не раскрывающая всей тяжести болезни, приносит двойную пользу: больной, не испытывая особого страха, становится помощ­ником врача, а после исследования облегчается задача убеждения его в необходимости операции или специальной терапии.

Студентам также необходимо ознакомиться с нюансами деонтологии в онкологии, и прежде чем приступить к курации онкологического больного, следует:

  • получить инструктаж, касающийся ориентации больного на то или иное заболевание и степени раскрытия диагноза;
  • вспомнить или ознакомиться с минимальным перечнем ла­тинских и иных терминов, используемых в клинике;
  • для доклада в палате подготовить письменно его лаконичную схему с учетом принятых принципов деонтологии в онкологии;
  • в докладе у постели больного избегать лишних слов и, в част­ности, таких определений, как «больной» или «больная», до­статочно фамилии, а при повторных упоминаниях — имени и отчества, что поддерживает достоинство человека, находя­щегося на больничной койке, в то время как обезличенность и «ярлык» нового статуса усугубляют тяжесть его психического состояния.