Онкологами было изучено естественное течение нефробластомы почки у детей, при этом выделен ряд факторов, имеющих отрицательное слияние на прогноз заболевания.

Неблагоприятный гистологический тип опухоли, метастазы в региональные лимфоузлы, масса опухоли более 250 г, длительность существовании опухоли более 2 лет и применение одного препарата при химиотерапии – вот те факторы, которые сопровождались повышенным риском метастазов и высокой летальностью, то есть ухудшали прогноз нефробластомы почки у детей. К паоаметрам, не имевшим статистически достоверной связи с выживаемостью, были отнесены: сторона поражения, прорастание капсулы почки, сосудистая инвазия, прямое региональное распространение опухоли и интраоперационное обсеменение.

Самым важным научным вкладом, несомненно, было выделение гистологически неблагоприятных видов опухоли, что ознаменовало собой важную веху в понимании нефробластомы у детей.

Среди детей с 1 стадией, получавших комбинацию актиномицина и винкристина, частота рецидивов и выживаемость не зависели от продолжительности лечения.

Безрецидивная 2-летняя выживаемость детей со 2-3 стадиями и благоприятным типом опухоли при проведении химиотерапии тремя препаратами (актиномицин, винкристин и доксорубицин) была выше, чем при использовании двух препаратов (90% и 75% соответственно). Однако показатели общей 2-летней выживаемости не отличались. Прогноз нефробластомы почки у детей, имевших метастазы при первой диагностике (четвертая стадия), был неутешительным. Среди пациентов с 4 стадией не отмечено существенной разницы в отношении безрецидивной выживаемости в зависимости от того, два или три препарата применялись для химиотерапии. Исходы при неблагоприятном гистологическом типе опухоли были намного хуже, чем при благоприятном типе (2 летняя выживаемость 54% и 90% соответственно). Ухудшался прогноз нефробластоме почки у детей и при вовлечении региональных лимфоузлов (2-летняя выживаемость 54% против 82%). Риск летальных исходов, связанных с лечением (как результат токсичности препаратов и инфекции), оставался вполне приемлемым (2%).

У детей из группы низкого риска применение менее агрессивных лечебных протоколов не сопровождалось ухудшением результатов. У детей с 1 стадией гистологически благоприятной (FH — favorable histology) опухоли при лечении актиномицином и винкристином частота рецидивов и выживаемости не зависела от продолжительности химиотерапии (10 недель или 6 мес.). Добавление доксорубицина при стадии II не улучшало результаты. У детей со стадией 2-3 отмечалось некоторое улучшение результата при лечении тремя препаратами. При опухоли 4 стадии добавление циклофосфамида к стандартному протоколу из трех препаратов не повышало показателей двух- и 4-летней выживаемости, как и не снижало частоты рецидивов. Лучевая терапия не приводила к улучшению прогноза, результатов лечения детей с нефробластомой почки.

Современые данные подтвердили, что 4-компонентная химиотерапия может быть эффективна у пациентов с IV стадией заболевания и с анапластичсскими опухолями. Прогнозы нефробластомы почки у детей с 1-3 стадией были сравнимы с этим показателем у пациентов с гистологически благоприятными опухолями. Показатель летальности, связанной с токсичностью препаратов или с инфекцией, составил 1,5%. Это позволяет говорить, что улучшение результатов достигнуто ценой повышения частоты осложнений самого лечения.

Основной целью исследований нефробластомы есть улучшение перспектив для детей путем упрощения, укорочения и дальнейшей разработки различных лечебных протоколов и таким образом уменьшения социально-экономических последствий терапии для ребенка, семьи и общества. Исследование NWTS-4 было начато в 1985 году, сейчас продолжается накопление материала.

Отдаленные последствия лечения и прогноз

Одним из главных факторов, позволяющих оценить эффективность лечения детей с раковыми опухолями, является возможность развития поздних отрицательных эффектов терапии. Известно, что в последнее время при использовании различных современных протоколов лечения выживаемость при нефробластоме составляет 85%. Одна из основных целей исследований – свести к минимуму интенсивность и продолжительность терапии у детей, принадлежащих к прогностически благоприятным категориям.