В настоящее время измерение уровней опухолевых маркеров широко используется в диагностике, лечении и при наблюдении за состоянием онкологических больных. Опухолевые маркеры – это вещества, образующиеся в связи с измененным метаболизмом злокачественно трансформированной клетки, а потому при возникновении опухоли их уровни повышаются. Определение опухолевых маркеров проводят в гистологическом материале или биологических жидкостях (гормональные опухолевые маркеры).

Опухолевые маркеры известны с 1928 года, когда была открыта молекула ХГЧ, а затем е связь с хориокарциномой. С тех пор определение ХГЧ используется для диагностики и контроля за лечением этой опухоли. Позднее было установлено, что уровень ХГЧ изменяется и при наличии других трофобластических опухолей, что дает возможность контролировать динамику опухолевого процесса.

Каждое десятилетие, а последнее время, каждый год открывается несколько новых «многообещающих» опухолевых маркеров, пополняющих наши знания о механизмах возникновения и развития онкологических заболеваний.

Даты открытия наиболее известных опухолевых маркеров:

Год

СА 19-9, ПСА

1983

Куфэ

СА 15-3

Опухолевые маркеры открывают новые возможности в лечении онкологических заболеваний: они позволяют дифференцировать злокачественные и доброкачественные опухоли, определять стадию заболевания и, главное, своевременно выявлять и диагностировать рецидив. Поэтому измерение уровня соответствующего маркера может решающим образом повлиять на эффективность лечения.

При исследовании опухолевых маркеров следует учитывать их индивидуальную информативность при различных формах рака, а так же динамику их уровней в ходе наблюдения.

Специфичность отдельно определяемого опухолевого маркера не достаточно высока, она повышается, прежде всего, при комбинации нескольких маркеров.

Надежность исследования с помощью опухолевых маркеров зависит от их чувствительности и специфичности, т.е. вероятности получения ложноположительных или ложноотрицательных результатов.

Существуют маркеры главные, второстепенные и дополнительные

Главный маркер – маркер с высокой чувствительностью и специфичностью к определенному виду опухоли.

Второстепенный маркер – его определение проводится, как правило, параллельно с определением главного маркера. Второстепенный маркер имеет низкую чувствительность и специфичность для данной опухоли, в комбинации с главным маркером повышает вероятность выявления опухоли.

Дополнительный маркер – имеет, как правило, более низкую чувствительность и специфичность при детекции данного заболевания, но бывает специфичным для конкретного органа (т.е. имеет высокую органоспецифичность). Кроме того, возрастание его уровня связано с рецидивом опухоли.

Опухолевые маркеры и их клиническое значение

Онкологические заболевания человека известны с незапамятных времен. В связи с прогрессом в медицине и сокращение количества инфекционных заболеваний, возросла и социальная значимость опухолевых заболеваний.

Рак – это болезнь, связанная с аномальным ростом и развитием клеток. Как только нарушается биологический контрольный механизм, возникают опухолевые клетки. Понимание биологических процессов, связанных с нормальным ростом клеток, клеточным циклом, онтогенезом, гибелью клеток, а также патологических процессов, таких как неопластическая трансформация, развитие и метастазирование опухоли, могло бы помочь не только при поиске новых опухолевых маркеров, но и в выборе наилучшего из них для диагностики и оценки эффективности лечения пациентов со злокачественными новообразованиями.

Большинство клеток в зрелом возрасте находится в конечной стадии дифференцировки. На этой стадии увеличение количества клеток приводит к гиперплазии или к неоплазии. Гиперплазией называется контролируемый процесс, при котором происходит рост количества клеток, следствием которого является увеличение объема органа или ткани. Неоплазия является процессом, при котором рост количества клеток связан со снижением или полным отсутствием контрольных механизмов. Неконтролированное клеточное деление приводит к образованию аномальной массы ткани, т.е. к тому, что известно под названием «опухоль».

Опухолевые клетки могут отличаться от нормальных ферментативным аппаратом, метаболическими изменениями, потерей дифференциации, повышенной инвазивностью, потерей чувствительности к медикаментам. Эти различия являются следствием не только неконтролируемого клеточного роста, но и атипичного клеточного развития (например, вследствие многочисленных генетических мутаций в ходе онкогенеза). В настоящее время известно ограниченное количество качественных различий между нормальными и раковыми клетками, количественные различия выражены более ярко. Многие из них зависят от стадии развития опухоли, которая коррелирует со степенью дифференциации клеток. Наиболее злокачественными являются анапластические опухоли. Доброкачественные опухоли обладают низкой скоростью роста.

Если хотя бы один из двух основных процессов – дифференциация или пролиферация – перестанет регулироваться, появляется вероятность трансформации нормальных клеток в опухолевые.

В продвинутой стадии болезни к быстрой пролиферации присоединятся снижение дифференциации клеток. Новыми веществами, которые продуцируются клетками при этом процессе, являются раково-эмбриональные белки или эктопические молекулы. В высоких концентрациях появляются соединения, соответствующие фетальным тканям и не встречающиеся в зрелых тканях. Появление таких опухолевых маркеров связано с прогрессирующей стадией развития опухоли, нарушенной регуляцией роста и плохим прогнозом.

Опухолевыми маркерами называют соединения, которые продуцируются опухолевыми клетками или организмом в ответ на развитие опухоли. От соединений, продуцируемых нормальными клетками, они отличаются или качественно (опухолеспецифичные), или количественно (ассоциированные с опухолью, присутствующие так же и в нормальных клетках). Речь может идти об антителах, локализованных на поверхности мембран, метаболических ферментах или фрагментах цитоплазматических структур, которые освобождаются при гибели клеток. После этого их можно в кровяном русле или других биологических жидкостях.

Определение опухолевых маркеров следует рассматривать как дополнительный диагностический метод с относительной применимостью и точностью для каждого диагноза.

Идеальный опухолевый маркер должен удовлетворять следующим критериям:

-          Продуцироваться только злокачественными клетками

-          Являться органоспецифичным

-          Появляться в высоких концентрациях в биологических жидкостях

-          Его концентрация должна коррелировать с размером опухоли

-          Его концентрация должна коррелировать со стадией заболевания

-          Его концентрация должна коррелировать с прогнозом

-          Его концентрация должна коррелировать с эффектом лечения

-          Он должен позволять проводить диагностику всей опухолевой ткани.

Маркер, отвечающий всем перечисленным выше требованиям, до настоящего времени не обнаружен.

В настоящее время известно более 200 соединений, относящихся к опухолевым маркерам, и их количество постоянно растет. Существует несколько принципов классификации онкомаркеров. Наиболее часто их группируют по химической структуре, или по биологической функции, которую они выполняют в организме. С химической точки зрения их можно разделить на гликопротеины, полипептиды, углеводные детерминаты гликопротеинов, гликолипиды, белки, полиамины, иммуноглобулины и др. По биологической функции они делятся на онкофетальные антигены, энзимы, гормоны, рецепторы и соединения, роль которых до конца не выяснена.

Классификация онкомаркеров по их биологической функции.

Онкофетальные антигены:

-          Ферритин

-          Бета-2-микроглобулин

-          Иммуноглобулины

-          Тканевой специфический антиген

Большинство онкомаркеров относится к онкофетальным антигенам. Речь идет о веществах, которые обнаруживаются в относительно высоких концентрациях в тканях эмбриона, где они появляются на поверхности дифференцирующихся клеток (дифференцировочные антигены) и играют важную роль в развитии плода. У взрослых людей их уровень значительно ниже, а биологическая функция не известна. При большинстве опухолевых заболеваний их концентрация заметно повышается. Характерно, что наиболее часто онкофетальные маркеры появляются при дифференцированных опухолях, а их уровень коррелирует с размером опухоли. Поэтому их определение играет важную роль для прогнозирования заболевания и контроля за ходом лечения.

Обладающие ферментативной активностью опухолевые маркеры являются второй по распространенности группой маркеров, которую можно разделить на две группы: ферменты способствующие пролиферации клеток (нейроспецифическая енолаза) и ферменты присутствующие в клетках нормальной ткани и имеют определенную биологическую функцию (высокая ткане- и органо- специфичность).

Опухолевые маркеры гормоны, продуцируются специализированными эндокринными клетками (кальцитонин) или синтезируются эктопически (ХГЧ при бронхолегочной карциноме). Наиболее часто их используют для контроля за ходом медикаментозного лечения или в послеоперационном периоде.

Для гормонально-зависимых опухолей одновременно с их ростом увеличивается и количество рецепторов. В отличие от предыдущих групп маркеров, которые обнаруживаются в сыворотке крови, в данном случае речь идет о тканевых маркерах, измерение которых проводят в биопсийном материале. Эти маркеры используют для определения прогноза, а так же выбора наиболее подходящей терапии.

Последняя группа онкомаркеров, относится к соединениям, продуцируемым нормальными тканями организма. Однако их концентрация резко возрастает в ходе неспецифической реакции организма на развитие опухоли (ферритин, В2-микроглобулин, иммуноглобулины).

Интерпретация результатов определения опухолевых маркеров

Для клинической диагностики по результатам определения опухолевых маркеров используются следующие статистические термины:

Пограничное значение (Cutt off):

-          используется для первичной диагностики и представляет собой уровень маркера, ниже которого расположено большинство показателей, характерных для здоровых людей и пациентов с доброкачественными заболеваниями.

Чувствительность (ЧВ):

-          процент правильных положительных диагнозов в исследуемой группе пациентов

Специфичность (СП):

-          процент правильных отрицательных диагнозов в исследуемой группе пациентов

Положительное прогностическое значение (ПЗ+):

-          вероятность (%) наличия данного заболевания при положительном анализе

Отрицательное прогностическое значение (ПЗ-):

-          вероятность (%) отсутствия  данного заболевания при отрицательном анализе.

Правильная интерпретация результата анализа онкомаркеров возможна при соблюдении всех методических условий, а также на основании изучения динамики развития заболевания у каждого конкретного пациента.

Начальной стадией исследования является определение пограничного значения между доброкачественной и злокачественной опухолью, а так же между ремиссией и рецидивом. Оптимальным является проведение такого количества измерений, которое позволяет определить собственные значения уровней для каждого диагноза и отдельных клинических состояний.

Использование онкомаркеров:

1. скрининг
  2. оценка эффективности терапии
  3. прогноз
  4. длительное наблюдение с целью раннего выявления рецидивов и генерализации заболевания.

Скрининг – критериями для скринингового теста являются эффективность раннего обнаружения заболевания и правильность теста.

Оценка эффективности терапии. Для ряда онкологических заболеваний существуют маркеры, пригодные для оценки эффективности проводимой терапии.

Рак молочной железы.

Динамика

Снижение уровня после лечения

66%

61%

Постоянный уровень при стабильном состоянии

73%

50%

Повышение уровня при рецидиве

80%

65%

В 30% случаев уровень СА 15-3 не снижается при достаточно успешном лечении, что может привести к ложному заключению о неправильно выбранной терапии. Однако высокая чувствительность в случае рецидива болезни позволяет успешно использовать этот маркер в сочетании с анализом клинической картины.

При опухолевых процессах в толстом кишечнике показательной является концентрация РЭА, которая повышается у 85% пациентов. Регулярные ее измерения (по 2-3 раза в месяц) можно использовать для контроля за ходом лечения. Повторное нарастание уровня (минимум в 2 раза) свидетельствует о неэффективности лечения. СА 189-9 отражает подобные изменения несколько хуже, чем РЭА (СЕА).

Прогноз.

Чем выше предоперационное значение уровня маркера, тем выше стадия заболевания и хуже его прогноз.

Длительные наблюдения.

При регулярном наблюдении за уровнями онкомаркеров можно обнаружить метастазы за 4-6 месяцев до их клинического проявления. ВОЗ рекомендует следующие интервалы взятия проб для анализа: один раз в три месяца в течение третьего года наблюдения. Следует отметить, что наиболее важным показателем является динамика изменений, а не абсолютные показатели концентрации.

Назначение лабораторных исследований и интерпретация результатов по уровням онкомаркеров проводится с учетом следующих рекомендаций:

1. выбор исследуемых маркеров
  2. фаза подготовки к анализу
  3. проведение анализа
  4. фаза клинической оценки

Выбор исследуемых маркеров.

-          Неправильный выбор маркеров по отношению к данному заболеванию означает, что при данном диагнозе не происходит повышения уровня исследуемых маркеров

-          В начальной стадии заболевания, при небольшой массе опухоли нельзя ожидать значительной концентрации.

-          Лечение (операция, химиотерапия), приводящие к полному удалению опухоли, обязательно должно сопровождаться снижением уровней онкомаркеров до нормы.

-          Необходимо принимать во внимание факторы, которые могут оказать влияние на уровень исследуемого маркера (например, повышение ПСА при массаже предстательной железы).

Фаза подготовки к анализу.

-          Большинство маркеров не требует каких-либо специальных условий для забора образцов (забор материала производится как для биохимического исследования крови, 5мл в отдельную пробирку).

-          Для большинства опухолевых маркеров анализируемые образны сыворотки крови можно хранить при +4˚С в течение 24 часов, или в течение длительного времени при – 20˚С.

Проведение анализа.

-          Необходимо использовать стандартизированный метод для обеспечения воспроизводимости результатов. Анализируемые образцы сыворотки крови необходимо направлять в одну и туже лабораторию, которая использует один и тотже метод исследования. В противном случае возможны проблемы при сопоставлении результатов, полученных их разных мест. В КДЛ УОЗ «ГОКБ» используется метод флуоресцентного поляризационного иммуноанализа, выполняемого на анализаторе ABBOTT AxSYM (США).

Фаза клинической оценки.

-          Заболевания печени и почек, влияющие на метаболизм онкомаркеров могут изменять результаты анализа.

-          При длительном наблюдении пациентов решающим является не абсолютный показатель уровня маркера, а динамика изменения его концентрации.

Вывод:

1.       Опухолевые маркеры необходимо определять одним и тем же методом в одной и той же лаборатории.

2.       На уровни опухолевых маркеров может оказать влияние ряд факторов (как на стадии подготовки к анализу, так и при его проведении).

3.       Для правильной клинической оценки необходимо тесное сотрудничество лаборатории и клиницистов.

Характеристика отдельных опухолевых маркеров

Раково-эмбриональный антиген (РЭА, СЕА).

РЭА является фетальным белком, который обнаруживается в эпителиальных клетках пищеварительного тракта и бронхов. В первом триместре беременности он присутствует в клеточной цитоплазме, а затем становится составной частью поверхностных клеточных мембран плода. У взрослых людей РЭА продуцируется в очень ограниченном количестве эпителиальными клетками бронхов, молочной железы и кишечного тракта. РЭА метаболизируется в печени.

-          Рак толстого кишечника

-          Рак прямой кишки

-          Рак легких

-          Рак молочных желез

-          Рак яичников

-          Рак простаты

Показания к исследованию:

-          Оценка эффективности лечения карциномы желудка, толстого кишечника, прямой кишки

-          Прогноз развития заболевания при карциноме толстого кишечника и прямой кишки

-          Оценка эффективности лечения карциномы молочной железы (совместно с СА 15-3)

-          Дифференциальная диагностика опухолей яичников

-          Оценка эффективности лечения рака легких (опыт)

-          Сыворотка (плазма)

-          Плевральная жидкость

-          Асцит

-          Суставная жидкость

-          Кистозная жидкость (молочная железа, яичник)

Норма: 0-3 нг/мл

Альфа-фетопротеин (АФП, AFP).

АФП вырабатывается желточным мешком и печенью плода. Его концентрация в фетальной плазме достигает 3 г/л между 10 и 13 неделями развития плода, а затем постепенно снижается по мере приближения к родам, до 80мг/л. Снижение уровня АФП продолжается и после рождения ребенка и к 2-х летнему возрасту достигает концентрации 10 мкг/л типичной для взрослых здоровых людей.

АФП плода попадает в амниотическую жидкость. Динамика уровней АФП в околоплодных водах соответствует уровням в фетальной сыворотке, однако эти показатели в два раза ниже и достигают максимума около 40 мг/л в 15 неделе развития плода. В материнской сыворотке крови уровень АФП, наоборот, повышается в течение беременности и достигает максимума за 1-2 месяца до родов (приблизительно 400 мкг/л).

Повышенные уровни у больных со злокачественными заболеваниями:

-          Первичный рак печени (за исключением анапластиченской формы)

-          Метастазы злокачественных опухолей в печень (при бронхогенной карциноме, раке молочной железы, раке прямой и сигмовидной кишки)

-          Рак яичника

-          Рак яичка

-          Рак толстого кишечника

-          Бронхиальные опухоли

Показания к исследованию:

-          Диагностика первичного рака печени (гепатобластомы, гепатоцеллюлярный рак)

-          Контроль за ходом лечения первичного рака печени

-          Диагностика и контроль лечения опухолей герминального происхождения (вместе с ХГЧ)

-          Наблюдение больных с положительным анализом на НВ-Ag и циррозом печени для обнаружения рецидива заболевания и, прежде всего, для раннего выявления малигнизации.

-        Асцит

-        Кистозная жидкость (яичник)

-        Амниотическая жидкость

-        Желчь

Норма: 0-15 нг/мл.

ПСА (PSA, специфический антиген простаты).

Присутствует в простатической жидкости, семенной жидкости, здоровой  и трансформированной ткани простаты, а так же в метастазах простатического происхождения. Продуцируется парауретральными железами. В очень низких концентрациях обнаруживается у женщин.

В сыворотке крови ПСА присутствует в трех главных формах – свободный ПСА, связанный с альфа-2-макроглобулином, связанный с альфа-1-интихимотрипсином.

-          Рак простаты

-          Рак легких

-          Гепатоцеллюлярная карцинома

-          Рак надпочечника

-          Диагностика рак простаты

-          Оценка эффективности терапии при раке простаты

-          Контроль при радикальной простатэктомии

-          Дифференциальный диагноз между гипертрофией простаты и раком

-          Наблюдение за ходом болезни при гипертрофии простаты с целью выявления процесса малигнизации

-          Скрининг рака простаты

-          Прогностический фактор рака молоченой железы при исследовании в цитолизе и сыворотке (опыт)

-        Сыворотка (плазма)

-        Кистозная жидкость (молочная железа)

Норма: 0-4 нг/мл.

ХГЧ (хорионический гонадотропин человека).

Вместе с лютропином (ЛГ), фоллитропином (ФСГ) и тиреотропином (ТТГ) относится к группе гликопротеиновых гормонов.

Все перечисленные гормоны имеют близкую структуру. Они образованы двумя субъединицами – альфа и бета (альфа у всех одинакова). Биологическую специфичность этих гормонов определяет бета-субъединица, имеющая индивидуальную структуру.

Повышенные уровни у больных со злокачественными заболеваниями:

-          Опухоли трофобластного или герминального происхождения (рак яичек, яичников, хорионкарцинома)

-          Рак печени

-          Рак кишечника

-          Рак почек

-          Мелкоклеточный бронхогенный рак легких (эктопическая секреция)

-          Рак матки, яичников, молочных желез)

Показания к исследованию:

-          Диагностика пузырного заноса и хорионкарциномы

-          Контроль за ходом лечении хорионкарциномы

-          Диагностика и контроль опухолей герминального происхождения

-        Ликвор

-        Амниотическая жидкость

-        моча

Норма: 0-5 МЕ/л.

СА 15-3.

У плода он встречается в эпителиальных клетках бронхов и в гепатоцитах у взрослых – является поверхностным антигеном эпителия протоков молочной железы.

-          рак молочных желез

-          бронхогенная карцинома

-          рак желудка

-    &nbnbsp;     рак печени

-          рак поджелудочной железы

-          рак яичников

-          рак эндометрия

-          рак матки

Показания к исследованию:

-          Диагностика и наблюдение больных раком молочной железы (в комбинации с РЭА)

-        Асцит

-        Кистозная жидкость (яичник, молочная железа)

-        Спинномозговая жидкость

Норма: 0-31,3 U/mL.

СА 125.

У плода встречается в эпителиальных клетках дыхательного и пищеварительного тракта. У взрослых образуется эпителиальными клетками.

-          Рак яичников

-          Рак эндометрия

-          Первичный рак печени

-          Бронхогенная карцинома

-          Метастазы представленных выше карцином в печени.

Показания к исследованию:

-          Диагностика и наблюдение за ходом лечения рака яичника, прежде всего, серозного типа

-          Дополнительный опухолевый маркер рака поджелудочной железы (в комбинации с СА 19-9)

-        Ликвор

Норма: 0-30 U/mL.

СА 19-9.

У плода появляется в эпителиальных клетках, прежде всего, в пищеварительном тракте, поджелудочной железе и печени. У взрослых вырабатывается в очень небольшом количестве эпителиальными клетками бронхов и пищеварительного тракта. Выводится из организма исключительно желчью.

-          Рак поджелудочной железы

-          Рак желчного пузыря и желчных путей

-          Первичный рак печени

-          Рак молочной железы

-          Рак яичника (прежде всего муцинозного типа)

-          Рак матки

-          Метастазы перечисленных выше карцином в печени

При мало дифференцированных карциномах его продукция снижается, а при анапластических - совсем отсутствует.

Показания к исследованию:

-          Наблюдение за ходом болезни при раке поджелудочной железы (только при благоприятном течении)

-          Диагностика и контроль эффективности лечения заболеваний желчного пузыря и желчных путей

-          Диагностика и наблюдение за ходом болезни при раке печени (дополнительный маркер к АФП)

-          Наблюдение за ходом заболевания при раке прямой и сигмовидной кишки (в комбинации с РЭА)

Норма: 0-37 U/mL.

Бета2-микроглобулин (В2 - микроглобулин).

Физиологическая продукция В2-микроглобклина интенсивно происходит в В-лимфоцитах и плазмолцитах. Его можно обнаружить во всех клетках, кроме эритроцитов и клеток трофобласта. Используется главным образом в онкологии и нефрологии.

-          Лейкоз

-          Лимфомы

-          Множественная миелома

Повышенные показатели при доброкачественных заболеваниях:

-          Воспалительные заболевания

-          Обширный клеточный некроз (при химиотерапии)

-          Хронические заболевания печени и почек

-          Почечная недостаточность, прежде всего при лечении гемодиализом.

Показания к исследованию:

-          Диагностика множественной миеломы (особенно в продвинутой стадии, наблюдение)

-          Выбор целевой терапии при хроническом лимфолейкозе

-        Кистозная жидкость

Норма: 0-1500 ug/L.

Комбинация опухолевых маркеров

маркер

Вид  заболевания

главный

второстепенный

дополнительный

Рак желудка

РЭА (СЕА)

Рак прямой и сигмовидной кишки

РЭА (СЕА), СА 19-9

Рак поджелудочной железы

СА 19-9

АФП

Рак желчного пузыря и желчных путей

СА 19-9

В2-микроглобулин

Злокачественная лимфома

В2-микроглобулин

Забор и подготовка материала

Аналитическая процедура начинается с момента принятия решения о проведении лабораторного исследования с диагностической целью и состоит из целого ряда этапов, которые ведут к получению достоверного результата.

Забор материала проводят натощак (через 12 часов после приема пищи), за исключением исследований, требующих иной подготовки пациента. Кровь забирается из вены в количестве 4-5 мл в пробирку.

Порядок идентификации проб:

Пробирки с биологическим материалом, поступающие в лабораторию, должны сопровождаться карточкой (направлением), содержащей четко и однозначно читаемую информацию.