Велика ценность эхографии для диагностики рака яичников. В основном это определяется особенностями клинического течения рака яичников, а именно отсутствием каких-либо симптомов на ранних стадиях заболевания, в отличие от других злокачественных опухолей женских половых органов.

Во время ультразвукового исследования у пациенток, страдающих раком яичников, исследователь должен ответить на следующие вопросы:

  • опухоль поражает один яичник или оба;
  • имеется ли инфильтрация брюшины малого таза;
  • имеется ли асцит;
  • есть ли метастатическое поражение печени и лимфатических узлов парааортальной области;
  • имеется ли вовлечение в опухолевый процесс большого сальника и диссеминация по брюшине;
  • имеется ли жидкость в плевральных полостях.


В структуре злокачественных новообразований женских половых органов удельная частота рака яичников составляет 26,4%. В то же время среди причин смертности от опухолей женских половых органов рак яичников занимает первое место.

В настоящее время выделяют следующие патогенетические варианты рака яичников: первичный, вторичный (рак в кистоме, кисте) и метастатический. Удельная частота первичного рака яичников составляет не более 5% от всех опухолей яичников.

При первичном раке опухоль первоначально формируется из покровного эпителия яичника и, следовательно, в ней отсутствуют смешения доброкачественных и злокачественных элементов. Вторичный рак (рак в кистоме, кисте) – наиболее часто встречающаяся злокачественная опухоль яичников (80-85% по отношению ко всем формам рака яичников), развивается главным образом в папиллярных цистаденомах. Метастатический рак (опухоль Крукенберга) возникает в результате распространения злокачественных клеток из первичного очага (желудочно-кишечного тракта, молочных желез, легких и т.д.) гематогенным, лимфогенным или имплантационным путем. В большинстве случаев источником метастазов Крукенберга являются опухоли желудочно-кишечного тракта (удельная частота которых достигает 20%).

В зависимости от эхографического строения злокачественные опухоли яичников разделяются на четыре варианта: солидный, солидно-кистозный, кистозно-солидный, кистозный. Кроме того, выделяют несколько признаков, характеризующих злокачественные опухоли яичников, – это смешанное внутреннее строение, наличие перегородок, уплотнений, нечеткость контуров, асцит. Солидное строение чаще всего имеет первичный рак, а кистозное или кистозно-солидное – вторичный. Эхогенность образования может быть различной: как низкой, так средней или высокой.

Важное значение следует придавать обследованию женщин в постменопаузе. У этой категории пациенток существенным критерием при диагностике рака яичников является размер яичников: яичники, средний диаметр которых составляет 30-40 мм, следует расценивать как аномально увеличенные. Особое внимание при диагностике рака яичников следует обращать на внутреннее строение образования. Достаточно надежным признаком рака яичника является наличие в жидкостном образовании множественных неодинаковой толщины перегородок или появление в них фрагментарных утолщений. Эти утолщения могут иметь однородное солидное строение либо «губчатое» или «ячеистое» строение. Другой важный эхографический признак злокачественного процесса – выявление в жидкостном образовании плотных фрагментов неправильной формы, плотные включения могут занимать как незначительную, так и большую часть опухоли.

Следует отметить, что определение степени распространения рака яичников не всегда доступно эхографии. Это обусловлено возможностями метода. Однако в большинстве случаев при целенаправленном исследовании брюшной полости, полости малого таза и забрюшинного пространства возможно выявление признаков распространения рака яичников.
Если при исследовании органов малого таза плотный компонент занимает менее 1/3 опухоли и непосредственно не примыкает к ее стенкам, то это обычно свидетельствует о I стадии распространения. Когда плотный компонент непосредственно примыкает к стенке образования и в этой зоне определяется нечеткость контура или имеется двустороннее поражение яичников, можно предположить II стадию. При III стадии эхографически не выявляются четкие границы между опухолью и маткой, а нередко и с мочевым пузырем. В IV стадии распространения опухоль представляет собой единый конгломерат с маткой, в котором часто неразличимы и другие органы малого таза.

Эхография имеет высокую точность при выявлении асцита. В отличие от скопления в брюшной полости жидкости другого происхождения, петли кишечника, обычно свободно плавающие в асцитической жидкости, при раке яичников склеиваются в области брыжейки и приобретают форму «атомного гриба».

Карциноматоз большого сальника определяется не всегда, а только при значительном его поражении. В этих случаях вовлеченный в патологический процесс сальник изображается как большое уплощенное гипоэхогенное, гиперэхогенное или смешанной структуры образование, расположенное непосредственно под передней брюшной стенкой. В большом сальнике могут быть метастатические узлы различной формы и структуры. На фоне достаточного количества свободной жидкости в брюшной полости сальник (в положении больной лёжа на спине и особенно в положении больной стоя) четко контрастируется (как бы плавает в жидкости) и за передней брюшной стенкой. При отсутствии асцита визуализировать поражение большого сальника возможно, если в нем есть гипоэхогенные очаги. При изоэхогенной структуре сальника и отсутствии гипоэхогенных очагов визуализировать его трудно, поскольку он мало отличим по эхогенности от тканей передней брюшной стенки и прилежащих петель кишечника. Поэтому у больных раком яичников при отсутствии асцита для поиска поражения сальника необходим прицельный осмотр области его расположения (от большой кривизны желудка и ниже – до гипогастральной области) с использованием высокочастотных датчиков для поверхностных органов. При наличии поражения сальника изоэхогенный пласт ткани под передней брюшной стенкой движется параллельно брюшной стенке при дыхании. Также в пласте могут быть видны мелкие (от 2-3 мм) гипоэхогенные очаги, невидимые при использовании стандартных датчиков частотой 3-5 МГц для осмотра брюшной полости.

Метастатически пораженные лимфатические узлы при раке яичников на сканограммах изображаются как различных размеров гипоэхогенные округлые или овальные образования, прилежащие к аорте и нижней полой вене, на более поздних стадиях – и в надключичных областях.
Метастатические опухоли яичников небольших размеров (до 6 см в диаметре), как правило, повторяют форму яичника. Новообразования, достигшие больших размеров, имеют неправильную форму, мелко- или крупнобугристые контуры. Структура метастазов Крукенберга зависит от гистологического типа и локализации первичной злокачественной опухоли. В большинстве случаев метастатические опухоли яичников представляют собой солидные образования, за исключением метастазов рака кишки и эндометрия, которые характеризуются смешанной кистозно-солидной структурой. Эхографическая картина типичной опухоли Крукенберга отличается своеобразием: солидная структура, которую определяют достаточно равномерно чередующиеся отражения средней и пониженной эхогенности, с единичными или округлыми множественными анэхогенными участками.
Как и при опухолях других первичных локализаций, при раке яичников необходим осмотр печени для исключения ее метастатического поражения.
Также при раке яичников необходим осмотр плевральных полостей, поскольку метастатический плеврит, как односторонний, так и двусторонний, характерен для этого заболевания.
Рак яичников в большинстве случаев – опухоль, весьма чувствительная к воздействию химиотерапии. Поэтому ультразвуковое исследование в динамике, до операции, дает важную информацию об изменении размеров исходно видимых узлов, об их исчезновении либо о появлении новых очагов поражения, увеличении количества жидкости в брюшиной полости и в плевральных полостях.

После оперативного лечения ультразвуковой метод – один из ведущих в выявлении рецидива рака яичников. Местный рецидив в полости малого таза может иметь вид узла, инфильтрата, свободной жидкости или сочетания указанных изменений. Наименьшие размеры рецидивного узла, видимые при ультразвуковом исследовании, составляют 0,5-0,8 см. Ультразвуковое исследование позволяет определить местную распространенность рецидивной опухоли. Узлы и инфильтраты даже небольших размеров могут врастать в прилежащие органы и структуры.

Для выявления рецидива опухолевого процесса при раке яичников кроме полости малого таза необходимо также осматривать следующие области:
брюшную полость (поиск жидкости и опухолевого поражения культи большого сальника – участка сальника в области желудочно-ободочной связки);
забрюшинное пространство и печень (поиск метастазов в забрюшинные лимфатические узлы и печень);
мягкие ткани передней брюшной стенки в зоне операционных рубцов, стоявших дренажей и точек ранее производившегося парацентеза (поиск имплантационных метастазов в мягкие ткани).

В целом, широкое применение ультразвукового исследования в онкогинекологии вполне оправданно, оно улучшает качество ранней диагностики, сокращает сроки обследования онкогинекологических больных, сводит к минимуму применение инвазивных методик и дорогостоящих лучевых методов обследования, таких как компьютерная томография и ядерно-магнитнорезонансная томография.