Новое исследование показало, что большой процент меланом и других типов рака, включая лейкемию и рак щитовидной железы, вызванных мутацией в гене BRAF, зависят от содержания меди в организме.

Ученые полагают, что эти типы рака могут отвечать на препараты, которые сегодня используются для блокирования всасывания меди при редких генетических заболеваниях.

Кристофер Каунтер (Christopher M. Counter), профессор фармакологии и биологии рака в Школе медицины Университета Дьюка вместе со своими коллегами опубликовал результаты исследования в журнале Nature.

Напомним, что меланома – это самый опасный тип рака кожи. Согласно данным Национального института рака США, меланома каждый год уносит жизни 10 000 американцев.

Как минимум половина меланом вызвана мутациями гена BRAF, который в норме помогает регулировать клеточное деление и дифференциацию. При возникновении таких мутаций клетки начинают делиться бесконтрольно.

В своем пояснении исследователи сказали, что типичная мутация BRAF активирует цепочку молекулярного пути так называемой митоген-активируемой протеинкиназы MAPK (mitogen-activated protein kinase).

Для лечения некоторых типов рака уже применяются препараты, которые нацелены на некоторые энзимы этого пути. Они, например, дают многообещающие результаты при агрессивной меланоме.

В предыдущей работе ученые обнаружили, что медь повышает эффективность энзимов, участвующих в развитии BRAF-положительного рака.

Профессор Каунтер говорит, что «BRAF-положительные опухоли, такие как меланома, постоянно должны получать медь».

Дефицит меди в организме замедляет рост опухолей

В своем новом исследовании ученые обнаружили, что истощение запасов меди приводит к ослаблению химических сигналов, связанных с BRAF-мутацией, и замедляет рост мышиных и человеческих опухолевых клеток.

Тот же самый результат достигался при лечении препаратами, которые обычно назначают при болезни Вильсона-Коновалова – редком генетическом заболевании, характеризующемся накоплением меди в мозге, печени и других тканях.

Ученые предположили, что пероральные препараты этой группы можно усовершенствовать и назначать при BRAF-положительных опухолях, таких как меланома, а может и при раке легких и щитовидной железы.

Университет Дьюка уже готовит клинические испытания препаратов, снижающих усвоение меди, для лечения пациентов с меланомой.

Профессор Каунтер говорит: «Это великолепный пример того, как лабораторные исследования можно быстро воплотить в клиническую практику».

Данное исследование финансировалось за счет Национального института здоровья США, Фонда лимфомы и пожертвований, сделанных в память о Линде Вульфенден (Linda Woolfenden).

В октябре 2013 года западные издания рассказывали о том, как новый биомаркер меланомы может предсказывать наличие мутаций в гене BRAF и вероятность ответа на таргетную терапию.