Новое многоцентровое исследование показало, что пациенты с вновь диагностированной глиобластомой имеют одинаковую продолжительность жизни, как при радиохимиотерапии с добавлением бевацизумаба (Avastin), так и при стандартной терапии без бевацизумаба.

В обоих случаях пациенты, участвовавшие в исследовании, имели среднюю продолжительность жизни около 16 месяцев.

Продолжительность жизни без прогрессирования (PFS) глиобластомы с бевацизумабом действительно увеличивалась, но эта разница не отвечала критериям статистической значимости.

При этом добавление к радиохимиотерапии бевацизумаба связано с дополнительными побочными явлениями.

Доклад о результатах нового исследования сделал на встрече Американского общества (ASCO) клинической онкологии доктор Марк Р. Гилберт, сотрудник Онкологического центра Андерсона (Хьюстон, Техас). Доктор Гилберт заявил: «Я думаю, была большая надежда на то, что применение бевацизумаба при вновь диагностированной глиобластоме улучшит прогноз, но этого не удалось достичь в ходе исследования, и это стало большим разочарованием».

Ученый рассказал, что в исследовании пациенты были разделены на подгруппы в зависимости от молекулярных характеристик опухоли, но ни в одной подгруппе не было продемонстрировало увеличение продолжительности жизни.

Американские клиницисты сегодня считают радиохимиотерапию с темозоломидом стандартной терапией при вновь диагностированной глиобластоме. Несмотря на то, что этот метод улучшил выживаемость, прогноз все еще остается плохим. Испытания бевацизумаба предположили, что ингибитор ангиогенеза может быть полезен при глиобластоме – это подтолкнуло к организации данного многоцентрового исследования.

Исследователи разделили 626 пациентов на 2 группы: первая группа получала стандартную радиохимиотерапию с темозоломидом, а второй группе к стандартной терапии добавляли бевацизумаб. Пациенты в группе бевацизумаба начинали прием этого препарата на 4-й неделе лучевой терапии.

Главной целью исследования было определение общей выживаемости и периода жизни без прогрессирования рака. Второй целью была оценка влияния нового лечения на метилирование MGMT (известный маркер ответа на темозоломид), а также анализ экспрессии генов опухоли.

Результаты исследования

Результаты показали, что средняя продолжительность жизни при добавлении бевацизумаба составила 15,7 месяцев, а при стандартной терапии 16,1 месяца. Продолжительность жизни без прогрессирования болезни в группе бевацизумаба незначительно увеличилась (10,7 месяцев по сравнению с 7,3 месяца, Р=0,004), но результат не соответствовал предусмотренному уровню статистической значимости.

Метилирование MGMT действительно предсказывало улучшение общей выживаемости (23,2 против 14,3 месяца, Р<0,001) и PFS (14,1 против 8,2 месяца, Р<0,001). Тем не менее, ни метилирование MGMT, ни экспрессия генов опухоли не изменились в результате приема бевацизумаба. Пациенты с самым лучшим прогнозом (метилирование MGMT и изменение экспрессии генов опухоли) при добавлении бевацизумаба демонстрировали даже худшие (!) показатели (15,7 месяцев против 25,0 месяцев; Р=0,08).

Вдобавок, назначение бевацизумаба ассоциировалось с большим количеством тяжелых побочных эффектов: нейтропенией, гипертензией, венозной тромбоэмболией. Анализы нейрокогнитивных функций и качества жизни, которые проводились по отдельности, показали худшие результаты у пациентов на бевацизумабе.

Доктор Гилберт подытожил: «Хотя бевацизумаб, несомненно, продолжает играть важную роль в лечении пациентов с глиобластомой, время его использования, оптимальная субпопуляция пациентов, биологические и клинические последствия длительного угнетения фактора роста эндотелия сосудов для глиомы и для нормальных клеток ЦНС еще должны быть уточнены».