Согласно новому исследованию, люди с рыжими волосами подвержены повышенному риску развития опасного заболевания – меланомы кожи, даже если они не проводят слишком много времени на открытом солнце.

Связь красного пигмента волос с раком кожи

Очевидная связь между красным пигментом волос и меланомой впервые была выявлена осенью 2012 года исследовательской группой соавтора данного исследования – доктора Дэвида Фишера. Изучая генетически измененных мышей с рыжим мехом, исследователи обнаружили, что мутантные гены увеличивали у животных риск развития рака кожи. Теперь они пытаются выяснить, почему красный пигмент волос (феомеланин) повышает этот риск.

В их новой статье, опубликованной в журнале «BioEssays», высказывается предположение, что феомеланин увеличивает риск рака кожи за счет того, что его присутствие делает клетки кожи более уязвимыми к повреждениям ДНК. Определив причину, по которой феомеланин увеличивает риск развития рака, исследователи надеются найти способ предотвращения случаев заболевания меланомой в будущем.

Ранее они обнаружили, что меланома развивались как минимум у половины мышей с красным мехом, хотя ни одна из них не была подвергнута воздействию ультрафиолетового (УФ) излучения. Для сравнения: этим заболеванием страдает только 10% мышей с мехом любого другого цвета.

«Как показали исследования на мышах, УФ-воздействие является не единственным фактором риска развития меланомы. Оказалось, что данное заболевание также связано непосредственно с красным пигментом», – сказал Фишер. В то же время ученые отмечают, что результаты исследований на животных и на людях нередко дают не одинаковые результаты.

По словам доктора Фишера, красный пигмент делает клетки кожи чувствительными к меланоме по двум причинам. Во-первых, наличие феомеланина в организме вызывает нестабильность кислородсодержащих молекул (АФК), что может привести к повреждению клеток. Во-вторых, при синтезе феомеланина клетки кожи недополучают важные антиоксиданты, предотвращающие повреждение АФК-молекул. Тем не менее, несмотря на результаты исследования, Фишер считает, что роль УФ-лучей в предрасположенности к меланоме чрезвычайно велика, особенно у людей с рыжими волосами.

Профилактика рака – рекомендации

«Я хочу подчеркнуть, что УФ-излучение является одной из главных причин развития меланомы. особенно если учесть, что УФ-лучи способствуют повышению синтеза феомеланина», – сказал Фишер. – «Поэтому мы настоятельно рекомендуем людям с рыжими волосами избегать чересчур длительного пребывания на открытом солнце».

«Информированность рыжих людей о том, что солнечное излучение является лишь одним из факторов повышения риска развития меланомы, должна побудить их принять дополнительные меры предосторожности», – сказала доктор Жанин Дауни, дерматолог из Университета Монтклер (Нью-Джерси) и пресс-секретарь Фонда рака кожи.

«Людям с рыжими волосами необходимо чаще проходить обследования организма и в частности кожи на предмет предрасположенности к меланоме», – добавила она. – «Даже если в их семейной истории рак кожи не фигурирует, им всё равно следует проходить такие проверки как минимум два раза в год, а не ежегодно, как мы рекомендуем всем остальным. А в случае, если рак кожи когда-либо диагностировался у родственников этих людей, им необходимо проверяться каждые три месяца».

Это очень важно, так как меланома способна поражать даже те участки тела, которые, как правило, всегда находятся под одеждой и практически никогда не подвергаются воздействию солнечного света. «Меланома возникает не только на открытых участках кожи», – сообщил доктор Фишер. – «Она может появиться и в любой другой области тела».

Жанин Дауни также рекомендует рыжеволосым людям самим соблюдать бдительность во избежание чрезмерного облучения. Для этого при нахождении вне помещений в солнечную погоду им следует каждый час использовать солнцезащитный крем (SPF – не менее 30). Они могут также носить широкополые шляпы, стараться перемещаться по теневой стороне улиц и даже отдыхать не на пляже, а в горных районах.

«Как это ни прискорбно, рыжеволосым людям следует радикально изменить некоторые свои привычки и образ жизни в целом», – сказала доктор Дауни. – «К сожалению, во избежание УФ-облучения им необходимо принимать еще более строгие меры, чем мы полагали первоначально».