Плеоморфная аденома слюнной железы (смешанная опухоль) в ряду доброкачественных опухолей занимает первое место. Предложенный Р. Вирховым в 1863 г. термин «смешанная опухоль» отража­ет мнение, которого придерживались многие патоморфологи, сторонни­ки эпителиального и мезенхимально­го развития опухоли. В настоящее время комплексные морфологиче­ские исследования позволяют гово­рить об эпителиальном генезе ново­образования, а термин «смешанная опухоль» используется лишь условно, как отображающий разнообразие ее структуры. Это же касается и термина «плеоморфная аденома», используе­мого в европейской и американской литературе.

Макроскопическая картина плеоморфной аденомы слюнной железы довольно характерна: опухоле­вый узел в капсуле, четко отграничен от ткани железы, круглой или овальной формы, но может быть дольчато­го вида. Капсула опухоли бывает раз­личной толщины, может частично или полностью отсутствовать. В малых железах, в отличие от плеоморфной аденомы околоушной слюнной железы, капсула чаще слабо выражена или от­сутствует. На разрезе ткань опухоли белесоватая, блестящая, плотная, ино­гда с хрящевыми, студенистого вида участками, при больших размерах — с кровоизлияниями и некрозом.

Микроскопическая картина плеоморфной аденомы слюнной железы

Микроскопия демон­стрирует морфологическое многооб­разие. Капсула опухоли бывает не всег­да хорошо выражена, особенно когда миксоидные и хондроидные участки располагаются по периферии опу­холи. Толщина капсулы колеблется в диапазоне 1,5-1 7,5 мм. В преимуще­ственно мукоидных опухолях капсу­ла может вообще не обнаруживаться и тогда опухоль граничит с нормаль­ной тканью железы. Иногда опухоль выпячивается через капсулу и образует как бы отдельные псевдосателлитные узлы. Соотношение клеточных и стромальных элементов может значи­тельно варьировать. Эпите­лиальный компонент включает в себя базалоидный, кубовидный, плоско­клеточный, веретеноклеточный, плазмоцитоидный, светлоклеточный типы. Реже обнаруживаются слизистые, сальные и серозные ацинарные клет­ки. Иногда эпители­альный компонент формирует боль­шую часть опухоли — так называемая клеточная плеоморфная аденома. Этот феномен прогностического значения не имеет. Железистые просветы могут быть образованы мелкими кубически­ми или более крупными цилиндриче­скими клетками с эозинофильной зер­нистой цитоплазмой, напоминающими эпителий слюнных трубок. Неред­ко видны железистые трубки с двух­слойным расположением клеточных элементов. Дифференциально­-диагностические трудности возникают с аденокистозным или эпителиально- миоэпителиальном раком, при малом количестве исследуемого материала, если в протоках обнаруживают­ся миоэпителиальные клетки, морфо­логически сходные с люминальными клетками, или они имеют светлую цитоплазму и гиперхромные, углова­той формы ядра. Наличие плоскокле­точной метаплазии с образованием кератиновых жемчужин, наблюдае­мой иногда в протоковых и солидных структурах, реже — слизистая мета­плазия и светлоклеточные измене­ния могут ошибочно трактоваться как мукоэпидермоедный рак Миоэпителиальные клетки могут образовывать нежный сетчатый тип структуры или широкие поля веретеновидных кле­ток, напоминающие шванному. Онкоцитарные изменения, если они будут занимать всю опухоль, могут трактоваться как онкоцитома. Опухоли с выраженным липоматозным стромальным компо­нентом (до 90% и выше) носят назва­ние липоматозные плеоморфные аде­номы слюнных желез.

После биопсии тонкой иглой может наблюдаться более выраженное вос­паление и некрозы после спонтанных инфарктов. В таких опухолях видна по­вышенная митотическая активность и некоторая клеточная атипия. К тому же может наблюдаться плоскоклеточная метаплазия. Все эти изменения могут быть приняты ошибочно за малигнизацию. В некоторых опухолях выявляют­ся признаки кистозной дегенерации с формированием «оправы» из опухо­левых элементов вокруг центральной полости. Изредка опухолевые клетки можно увидеть в сосудистых просве­тах. Это видно в пределах опухоли и на ее периферии, что, как полагают, яв­ляется артифициальными изменения­ми. Иногда опухолевые клетки видны в сосудах, удаленных от основной опу­холевой массы. Тем не менее, данные находки не должны расцениваться как имеющие значение в биологическом поведении опухоли, особенно в смыс­ле риска метастазирования.

Иммуногистохимия плеоморфной аденомы слюнной железы

Иммуногистохимически внутрен­ние клетки протоков в трубчатых и железистых структурах позитивны к цитокератинам 3,6, 10, 11, 13 и 16, в то время как неопластические мио- эпителиальные клетки фокально по­зитивны к цитокератинам 13, 16 и 14. Неопластические миоэпителиальные клетки коэкспрессируют виментин и панцитокератин, непостоянно пози­тивны к белку Б-100, гладкомышечно­му актину, СЕАР, кальпонину, ННР-35. Измененные миоэпители­альные клетки также положительны к р53. Не-лакунарные клетки в хондроидных участках позитивны и к панци­токератину, и виментину, в то время как лакунарные клетки — только к ви­ментину. Коллаген II типа и хондромодулин-1 присутствуют в хрящевом матриксе. Агтрекан обнаруживается не только в хрящевом матриксе, но и в миксоидной строме, и в межклеточных про­странствах тубулярно-железистых структур.

Лечение плеоморфной аденомы

Плеоморфная аденома облада­ет способностью к рецидивированию и злокачественной трансформации. Рецидивы возникают в среднем в 3,5% случаев в течение 5 лет после опера­ции и в 6,8% случаев — спустя 10 лет. По различным данным литературы, этот показатель колеблется от 1 до 50%. Различия в статистике рециди­вов, вероятнее всего, вызваны вклю­чением в исследования случаев с не­радикальными операциями. до того времени, как субтотальная резекция стала основным методом лечения плеоморфной аденомы слюнной железы. Рецидивы чаще развиваются у больных молодого воз­раста. Основными причинами реци­дивов есть:

— преобладание миксоидного ком­понента в структуре опухоли;

— различие в толщине капсулы вме­сте со способностью опухоли прорастать капсулу;

— отдельные опухолевые узлы, за­мурованные в пределах капсулы;

— «переживаемость» опухолевых клеток.

Многие из рецидивирующих аденом имеют мультифокальный тип роста, порой настолько распространенный, что хирургиче­ский контроль в такой ситуации стано­вится достаточно сложным.